Холодное оружие
А.М.Ларин
Президент Международной Академии Боевых Искусств «СИНГИТАЙ»
КОНСТРУКЦИЯ ЛЕЗВИЯ И СПОСОБЫ ИЗГОТОВЛЕНИЯ САМУРАЙСКИХ МЕЧЕЙ
Бытует мнение, что все без исключения самурайские мечи имеют
чрезвычайно сложную конструкцию лезвия. Это далеко не всегда так.
Не следует забывать, что кузнецы, изготовлявшие самурайские мечи,
прежде чем достигли вершин мастерства, прошли долгий путь проб и
ошибок. Да и во времена своего расцвета из-за большой потребности
в мечах некоторые из них делали дешевые мечи простой конструкции.
Самурайские мечи по конструкции лезвия можно классифицировать
следующим образом.
1) МАРУ - ГИТАЕ. Это самая простая конструкция, в которой
используется однородная по качеству сталь. Подобная конструкция
характерна для мечей массового изготовления. Ее часто
использовали кузнецы периода Нового меча и кузнецы,
изготавливавшие мечи из импортной стали. Мечи этой конструкции
имеют гладкую, мелкозернистую поверхность.
2) ВАРИБА - ГИТАЕ. В лезвиях этой конструкции режущая кромка
лезвия изготовлена из более твердой стали, нежели основная часть
лезвия. Подобная конструкция более прочна, нежели конструкция,
описанная выше.
3) МАКУРИ - ГИТАЕ. В данной конструкции также используются два
типа стали - твердая и мягкая. Однако, помимо твердой режущей
кромки, лезвие содержит сердцевину из твердой стали, которая
«упакована» в оболочку из более мягкой стали.
4) ХОН – САНМАЙ – АВАСЕ - ГИТАЕ. Этот тип характерен тем, что
твердую режущую кромку и сравнительно мягкую сердцевину (но не
такую мягкую, как в описанных выше типах) по бокам прикрывают
пластины стали, имеющей среднюю плотность.
5) ШИХО-ЗУМЕ-ГИТАЕ. Данный тип почти полностью совпадает по
конструкции с предыдущим. Разница состоит только в том, что
тыльная поверхность клинка (МУНЭ) также покрыта накладкой из
стали средней плотности.
Сложная конструкция самурайского меча позволяла получить
клинок, обладающий отличными режущими качествами, твердый и в то
же время не ломкий. Разумеется, существовали и другие конструкции
клинков, но они не получили сколько-нибудь массового
распространения и потому здесь не приведены.
Перед тем, как меч принимает свою окончательную форму, металл
последовательно многократно нагревали, растягивали и остужали.
Таким образом, к завершению обработки после полировки на лезвии
проявлялся своеобразный узор. Подобный узор неразрывно связан со
структурой металла и называется ХАДА. Со временем количество
повторных проковок увеличивалось. Нередко количество слоев
достигало тридцати трех тысяч. Существует классификация основных,
наиболее часто встречающихся узоров. Правда, в данной работе
приведена упрощенная классификация, так как некоторые мечи
обнаруживают узор не одного типа, а двух и даже трех, но таких
мечей не так уж много. К сожалению, следует отметить, что
некоторые кузнецы, не желая себя утруждать сложным процессом
многократной проковки, но желая выдать свой товар за
качественный, применяли искусственные (чаще всего химические)
методы получения узора. В общем виде узоры можно разделить на
пять типов.
1) Простой тип или отсутствие структуры (Мудзи). Подобный тип
встречается чаще всего на мечах Мару - Гитае периода нового меча
(1530-1868) и в мечах, изготовленных в период Новейшего Меча (с
1868 года).
2) Прямой узор (Масаме - Хада).
3) Деревянный узор (Итаме - Хада).
4) Завитковый узор (Мокуме - Хада).
5) Изогнутый узор (Аясуге - Хада).
Когда в технике владения мечом преобладание уколов сменилось
преобладанием рубящих ударов, кузнецы были поставлены перед
задачей изготовления таких мечей, лезвия которых имели бы форму,
эффективную для рубящих ударов по всей длине лезвия. Путем
многочисленных проб и ошибок они обнаружили, что мечи с
бритвенной остротой лезвия, изготовленного из твердой стали,
часто ломались при ударах о доспехи противника. Мечи же.
изготовленные из более мягкой стали, быстро тупились и гнулись.
Еще одной немаловажной проблемой был вес меча. Хотя
профессиональные солдаты - самураи отличались отличной физической
подготовкой, но для ведения длительного боя требовался достаточно
легкий меч. Тем же методом проб и ошибок было установлено, что
вес меча в 1000-1300 граммов является самым оптимальным.
Начиная фактически с первых же дней периода Старого Меча,
каждая школа кузнецов стала искать свой собственный способ и
технологию изготовления клинков. Эти сведения держались в
строжайшем секрете и передавались из рук в руки, от мастера к
ученику или от отца к сыну. Для лучшего сохранения
технологических секретов производства мастера почти никогда не
записывали их и передавали своим преемникам устно с наглядной
демонстрацией процесса. Подобное положение вещей сильно тормозило
прогресс в искусстве изготовления мечей.
Как уже говорилось выше, ранние мастера, изготавливавшие мечи,
не оставили нам письменных источников. С течением времени они все
- таки стали доверять свои секреты мастерства бумаге. Однако эти
записи, далекие от математической точности современных химических
формул, изобиловали сравнениями с окружающей природой. Например:
«Нагревать сталь до тех пор, пока она не примет цвет луны,
путешествующей по небу в июньский или июльский вечер» или «после
окончательного нагрева опустить меч в воду, которая имеет
температуру воды в феврале или августе месяце». Здесь следует
сделать небольшое отступление. Это не опечатка, древние мастера
действительно полагали (хотя абсолютно непонятно почему), что
вода в феврале и августе месяце имеет одинаковую температуру. Это
совершенно точно установленный факт, хотя сколько-нибудь
разумного объяснения ему нет, даже с учетом того, что климат в
Японии мягче, чем в Европе. Как бы то ни было, но факт остается
фактом. Более того, кузнецы при простановке даты изготовления
меча часто проставляли только один из двух этих месяцев без даты,
что, зачастую, абсолютно не соответствовало реальной дате
изготовления клинка.
Один из величайших мастеров изготовления мечей периода Нового
Меча Суишинши Масахиде (1750-1825) обучался этомумастерству у
многих старых кузнецов. Во многом благодаря его усилиям мы
сегодня хоть что-то знаем о методах, использовавшихся древними
мастерами при изготовлении мечей.
Первоначально все кузнецы тщательно очищали руду от песка. С
течением времени, примерно с 1450 года, фабрики, изготавливавшие
оружие, постепенно ослабили «контроль качества» очистки руды,
что, в свою очередь, в худшую сторону отразилось на качестве
мечей. После 1600 некоторые кузнецы стали активно использовать в
своей работе привозную руду, импортируемую из-за границы. Однако
большинство кузнецов предпочитало все-таки отечественную руду.
Существует немало методов изготовления мечей. Так как данная
работа не претендует на фундаментальное исследование по
металлургии, то здесь будут приведены только основные моменты в
технологии изготовления самурайского меча.
Одним из простых методов является следующий. Несколько кусков
металла нагревают, затем растягивают и сгибают в длину. Подобную
операцию повторяют несколько раз, пока он не приобретет
достаточную плотность. Постепенно заготовка приобретает
законченные формы меча, но не ранее, чем весь процесс будет
повторен от шести до пятнадцати раз, а иногда даже до тридцати.
По-другому, более сложному методу, куски стали нагревали,
проковывали в длину и складывали. Широкие полосы складывались
пополам и проковывались в такие же широкие полосы еще раз.
Процесс также повторялся неоднократно. При этом каждый раз перед
новым складыванием кузнец тщательно очищал заготовку от грязи и
окалины, которые могли серьезно снизить качество будущего клинка.
Описанные выше различные виды стали имели различную степень
твердости, которая зависела от методов изготовления.
Помимо соответствующих инструментов, для обработки металла, при
изготовлении меча использовалась своеобразная паста,
изготовленная из глины, абразивный порошок, смолотый из камня,
древесный уголь и некоторые другие элементы. При сжигании угля
достигалась температура, необходимая для разогрева металла,
каменный порошок использовался для шлифовки, а глиняной пастой
покрывался клинок перед нагревом и опусканием в воду для
закаливания. Это являлось одной из самых сложных операций при
изготовления клинка. Требовалось особое мастерство для нанесения
пасты, так как от толщины ее слоя зависела степень и скорость
остывания металла в воде, а значит, и степень закаливания, что, в
свою очередь, влияло на качество меча.
Необходимо сказать несколько слов об особом отношении кузнецов
к своей работе и атмосфере, в которой они работали. В
средневековой Японии все люди, к какой бы профессии они не
принадлежали, имели свое собственное божество покровителя, к
которому они обращались за помощью и благословлением. Кузнецы
тоже не были исключением. Самурайский меч был, помимо всего
прочего, предметом синтоистского культа. Разумеется, все кузнецы
были последователями этого религиозного учения. В каждой кузнице
был небольшой алтарь с изображением божества покровителя. Работа
над каждым новым клинком начиналась с длительных молитв
синтоистским богам, покровительствующим кузнецам,
жертвоприношений (в основном пища, чаще всего рисовые лепешки) и
голодания, так как считалось, что «чистый» клинок может
изготовить только человек, очищенный и внешне, и внутренне.
После того, как кузнец заканчивал работу и ставил свое клеймо,
клинок попадал в руки полировщика. Используя абразивный порошок
различной зернистости, полировщик полировал меч в течение недели
или двух. Тем временем работали другие мастера, каждый из которых
специализировался на различных частях меча: орнамент рукояти,
затыльник рукояти, гарда и ножны - все эти вещи изготавливались
различными мастерами. Только после того, как все они заканчивали
свою работу и собирали воедино все составные части, меч был готов
к использованию. Однако, начиная со Второй Мировой Войны,
подобная специализация стала постепенно исчезать.