Сайт боевых единоборств

УШУ

СИНЪИЦЮАНЬ


       Китайский иероглиф "син" означает внешнюю форму, а "и" - это "ум, разум воля" (противопоставляется "синь" - "сердце, эмоции"). Кроме того, в этом названии еще зашифрованы две важнейших составных части синъицюань: "кулак пяти первостихий" (соответствует "разуму") и "кулак двенадцати животных" (соответствует "форме"). Таким образом, "синъицюань" - это стиль боевого искусства, основанный на проработке внешней формы и волевого наполнения движений.

       О происхождении стиля существует множество легенд, выводящих его то от индийского миссионера Бодхидхармы, то от великого полководца Юэ Фэя. Однако сегодня большинство историков ушу сходятся на том, что реально стиль был основан человеком по имени Цзи Лунфэн, который жил в XVII веке в китайской провинции Шаньси. За свое мастерство владения копьем он был прозван "Чудесное копье". На основе техники обращения с копьем Цзи Лунфэн и разработал новый стиль кулачного искусства. Этому стилю он в течении 12 лет обучал своего друга Цао Цзиу. Так как именно Цао Цзиу свел в единую систему созданные Цзи Лунфэном приемы, то в некоторых школах создателем синъицюань почитается именно он.

       Позднее разные ученики Цао Цзиу осели в разных провинциях Китая, и сегодня существует три крупных направления синъицюань: шаньсийское, хэбэйское и хэнаньское. Хэнаньская ветвь происходит от Ма Сюэли, который ради изучения стиля пошел слугой к Цао Цзиу. Два других направления происходят от одного и того же человека - Дай Лунбана. Он взял в ученики Ли Фэйюя, который и создал всю современную теорию синъицюань.

       Если хэбэйские и шаньсийские школы довольно схожи, то хэнаньское направление сильно отличается, и его часто выделяют в отдельный стиль - синьицюань ("кулак сердца и разума"), синьилюхэцюань ("кулак сердца, разума и шести координцаий) или люхэсиньицюань ("кулак шести координаций, сердца и разума").

       Особым направлением синъицюань является ицюань ("кулак воли", или "кулак разума"), другое название - дачэнцюань ("кулак Великого достижения") . Этот стиль был создан в начале XX века Ван Сянчжаем, который счел, что в современном ему синъицюань слишком увлекаются отработкой внешних форм, но забывают об их внутреннем наполнении. Он отказался от стоек, ударов, передвижений, от всех тех форм, что сковывают разум, и учил лишь способу воплощения волевого импульса через движение.

       Основой северного (хэбэйского и шаньсийского) синъицюань является "усинцюань" ("кулак пяти первостихий"). В хэнаньской ветви этот раздел отсутствует. Согласно китайской космогонии, мир основывается на взаимопереходе и взаимной борьбе пяти первостихий: земли, металла, воды, огня и дерева. В синъицюань используют два возможных типа их взаимодействий: "цикл взаимопорождения" (земля порождает металл, металл порождает воду, вода порождает дерево, дерево порождает огонь, огонь порождает землю) и "цикл взаимоподавления" (земля подавляет воду, вода подавляет огонь, огонь подавляет металл, металл подавляет дерево, дерево подавляет землю). Металлу соответствует рубящее движение сверху вниз, дереву - пробивающее движение, воде - буравящее движение снизу вверх, огню - взрывной удар с одновременным приподнимающим блокированием другой рукой, земле - поперечное блокирующее или сваливающее движение.

       При работе по циклу взаимоподавления атака противника классифицируется по одному из пяти типов движения, и по схеме пяти первостихий выбирается движение-антагонист. К примеру, если противник атакует прямым ударом кулака, то это соответствует дереву. Дерево рубится металлом, поэтому прямой удар перебивается рубящим движением сверху вниз. При работе по циклу взаимопорождения движения комбинируются одно с другим по принципу порождения первостихий. Так, в предыдущем примере можно контратаковать апперкотом, ибо металл порождает воду.

       Хэбэйское и шаньсийское направления в общем схожи между собой. В шаньсийском направлении выполнение всех приемов предельно динамично, позиции узкие и собранные, а выброс силы очень точен. Движения округлы и идут по плавной дуге, считается, что боец перекатывает в руках большой шар. В хэбэйском направлении позиции более открыты, меньше круговых и больше колющих движений. В хэбэйском направлении основой тренировки является позиция саньтиши ("трех начал"), на овладение которой уходит три года. В шаньсийских школах она отсутствует, вместо нее изучается позиция шести взаимосоответствий и "стоять, наполнив даньтянь".

       "Шиэрсин" ("формы двенадцати животных") составляют второй после "усинцюань" крупный раздел синъицюань. В школах провинции Хэбэй рассматриваются двенадцать форм животных, в некоторых школах провинции Шаньси и во всех школах провинции Хэнань - лишь десять. В хэбэйских школах каждому животному соответствует небольшая связка из трех--пяти движений, выполняющаяся в обе стороны симметрично, а в шаньсийских - целые комплексы, которые иногда включают до сорока--пятидесяти движений. "Двенадцать животных" - это дракон, тигр, обезьяна, лошадь, крокодил, петух, ястреб, ласточка, змея, птица Тай, орел и медведь. "Десять животных" - это дракон, тигр, петух, орел, змея, лошадь, кот, обезьяна, ястреб и дикий гусь.

       Для удобства отработки движений их объединяли в комплексы. В провинциях Шаньси и Хэбэй распространены такие комплексы, как "усин ляньхуань" ("непрерывно переходящие друг в друга пять первостихий"), "цзашичуй" ("разнообразные удары") - составлен из "кулака пяти первостихий" и нескольких форм животных, "сыбацюань" ("кулак четырех хватаний"), "башицюань" ("кулак восьми приемов"), "шиэр хунчуй" ("12 ударов Хуна"; комплекс так называется потому, что передавался внутри семьи Хун), "чужудун" ("выйти из пещеры и войти в пещеру"), "усин сяншэн" ("взаимопорождение пяти первостихий"), "лунхудоу" ("бой дракона и тигра") и "бацзыгун" ("наработка восьми иероглифов") - секретный комплекс, предназначенный для отработки приемов поединка. В провинции Хэнань имеются такие комплексы, как "сыцюань баши" ("восемь приемов четырех кулаков"), "лунхудоу" ("бой дракона и тигра"), "шанчжунся сыба" ("четыре хватания вверху, в середине и внизу") и "шисин хэ и" ("десять форм объединены воедино"). Чтобы наработать применение приемов, их тренируют в парных комплексах: "усин сянкэ" ("взаимоподавление пяти первостихий"), "саньшоу пао" ("пушечные удары трех рук"), "ухуа пао" ("пушечные удары пяти цветков"), "аньшэнь пао" ("пушечные удары успокоения тела"), "цзютаохуань" ("кольца девяти обертываний"). Изучается и техника боя с оружием - мечами, копьями, шестами и т.п. Работа с оружием в синъицюань полностью базируется на разделе "кулак пяти первостихий" - те же передвижения, принципы атаки и защиты, теория удара. Основным оружием стиля считается копье. В некоторых школах даже обучение стилю начинают не с рукопашного боя, а с методов боя копьем.

       Все действия синъицюань базируются на принципе сферы. Все позиции стиля вписаны в сферу, и этот навык "округлой позиции" отрабатывается на основе базовой позиции "саньтиши". Для этого служит и правило "трех кончиков" - кончик носа, кончики пальцев выставленной вперед руки и кончики пальцев выставленной вперед ноги образуют прямоугольный треугольник. Если конечность выходит за грань сферы, то удар будет слабым, а человек - уязвимым. Наиболее эффективный выброс внутреннего усилия происходит именно на грани сферы. Здесь же - и место самой надежной защиты. Бой - это момент столкновения двух сфер. Настоящий боец способен подавить энергетическое влияние соперника, разрушить его сферу, а ударами лишь завершает поединок.

       По правилам синъицюань, необходимо для каждого удара отрабатывать семь уровней его нанесения, что называется "семь ударов" или "семь кулаков". Это удар вперед, удар назад, удар в верхний уровень удар в средний уровень, удар в нижний уровень, удар в левую сторону и удар в правую сторону. Все семь ударов отрабатывают на мешке с песком или "деревянном человеке". Всякая атака в синъицюань выполняется в передвижении, и очень редко - с места. Большинство ударов руками наносится не кулаком, а выставленной вперед второй фалангой указательного пальца - "глазом феникса", а также пальцами и ладонью. Любая атака - это короткий, резкий взрыв, направленный на выброс внутреннего усилия, поэтому внешне синъицюань выглядит как крайне жесткий стиль. Все удары наносятся с близкой дистанции, в основном руками, практически каждая атака нацелена на болевую точку. Все движения в синъицюань предельно собранные и экономичные. Все передвижения выполняются не шагом, а посредством резкого подскока.


НА   ГЛАВНУЮ           НАЗАД

Хостинг от uCoz