Главная          Библиотека


Роберт В. Смит
Секреты боевого искусства монастыря Шаолинь

ОСНОВЫ

Ци

      Существует множество школ, изучающих "мягкие" формы боевых искусств. Все они начинаются и кончаются ци, или внутренней энергией. Овладеть этой энергией означает познать неизвестное и достичь состояния, при котором у человека исчезает чувство страха, жизнь и смерть становятся равнозначными. Когда вы достигнете этого состояния, никакая опасность не нарушит вашего спокойствия, вы станете подлинным хозяином своего "я". Есть много людей, которые постоянно шепчут магические заклинания о ци, но при опасности трепещут от безумного страха. Такие люди только болтают: они не имеют понятия о ци. По этой причине наше искусство вырождается.

       Существует два аспекта ци: внутреннюю энергию необходимо сначала развить, а затем упражнять. Когда энергия развита, она удерживается в равновесии внутри вашего тела. В этом случае ваш дух спокоен, и каждое движение становится прекрасным и гармоничным. Когда это состояние достигнуто, следует подумать о том, как использовать его против врага. Конфуций подчеркивал особое значение ци. Боевое искусство не должно нарушаться, если вы хотите победить врага.

       Ци развивается без сознательных усилий, но тренируют его сознательно, с помощью дыхательных упражнений. Используйте для этого задержку дыхания. Сначала процесс идет от "мягкого" к "жесткому", а потом обратно, от "жесткого" к "мягкому". Подлинное боевое искусство достигается гармоничным сочетанием "мягкого" и "жесткого". Необходимо быть "мягким" с "пустым" и "жестким" с "наполненным". Если вы "мягкий" с правой стороны, то вы должны быть "жестким" с левой стороны. Сначала все это может показаться бессмыслицей, но становится понятным в процессе развития. Монах Цзюэюань говорил ученикам:

       "Сила направляется от "мягкого" к "жесткому", и ци укрепляется в процессе развития. Сила возникает от ци и действует, когда ци опускается. Без ци нет силы. Плохой боец может выглядеть свирепым и яростно наносить удар, но в этом ударе нет настоящей силы. Подлинный мастер не выглядит устрашающим, но каждое его прикосновение тяжелое, как гора. Так происходит потому, что он овладел ци и после длительных тренировок может всю ци направлять в точку удара. Его воля управляет ци, и он может мгновенно направить ци в любую точку тела."

Тренировка стоек

      Первым этапом в развитии ци является тренировка стоек. Начинают тренировку в "позиции всадника", позволяющей выполнять быстрые приподнимания и опускания туловища. Удержание этой стойки - отличное средство для развития мышц ног и поясницы и для тренировки устойчивости. В этой стойке вы можете прочно стоять даже на краю пропасти.

       Приняв эту стойку, вы должны направить ци в нижнюю часть живота. Не позволяйте ци подниматься в грудь. Если это случится, то верхняя часть тела будет тяжелее, и вы не сможете "врасти своими ступнями в землю". Известно, что многие люди падают даже от легкого толчка. Это происходит потому, что они не занимались тренировкой стоек.

       Старые мастера говорят: "Прежде, чем учиться побеждать других, сам научись стоять". Если человек прочно стоит на ногах, это означает, что его ци всегда находится ниже пупка и обеспечивает ему равновесие в любое время и в любом месте. Только научившись правильно стоять, вы будете готовы учиться боевому искусству.

       Сначала во время тренировки стоек вы можете почуствовать некоторые боли в ногах и пояснице, как после скачки на лошади после длительного перерыва. Вы можете почуствовать некоторую слабость. Не надо бояться этого. Это означает очищение организма от старого. Старые и бесполезные для организма воздух и сила заменяются на новые. Поэтому, почуствовав боль, не прекращайте тренировку, преодолейте боль и продолжайте удерживать стойку.

       Во время тренировки стоек вы должны увеличивать время ее удержания каждый день. Например, если вы стояли в "позиции всадника" два часа в первую ночь, то добавьте несколько минут в следующую. (По этой фразе можно судить о строгости тренировок в прежние времена. Два часа в стойке для начинающего будут убийственны. Сегодня пятнадцать минут выглядят более реально. - Прим. Р.Смита). Если ноги болят невыносимо, то можно немного отдохнуть, но потом вернуться в стойку. Нужно стоять в стойке каждый день до тех пор, пока боль не исчезнет сама по себе от опускания ци ниже пупка и в связи с развитием силы ног. Только тогда можно переходить в упражнениям для рук. Сначала нужно научиться направлять ци от подмышек к кончикам пальцев. После этого вы сможете направлять к кистям рук силу всего тела. Вы почувствуете, что все тело действует гармонично, что кровь бежит по жилам быстрее, что тело подчиняется вашему малейшему желанию.

Дыхательные упражнения

      Легкие - это кладовые воздуха, а воздух - это господин силы. Каждый, говорящий о силе, должен знать, что воздух - ее главная причина. Хорошие легкие - большая сила, слабые легкие - маленькая сила. Необходимо научиться дышать правильно. Уже много лет назад бойцы Севера считали правильное дыхание предпосылкой большой физической силы. Достижения бойцов Севера очевидны. Слабый человек после десяти лет дыхательных упражнений мог поднять груз весом 1000 цзиней! Дыхание дает силу рукам.

       Бойцы Юга тоже использовали тренировку стоек, но почти никто не выполнял дыхательные упражнения. Считалось, что неправильное дыхание может серьезно повредить внутренние органы. Только после того, как монах Хуэймэн, живший в конце правления династии Мин (1368-1644), перебрался с Севера на Юг, бойцы Юга начали познавать секреты дыхания. После этого в занятиях бойцов началось сочетание тренировки стоек с дыхательными упражнениями, что сделало их искусство более полным.

       Занятия дыхательными упражнениями по учению Хуэймэна имеют четыре запрета:

  1. Не переусердствуйте! Для начала 49 циклов (вдох-выдох) вполне достаточно. Постепенно увеличивайте количество циклов, но не делайте их более 100 за один раз.
  2. Не занимайтесь дыхательными упражнениями в пыльном и грязном помещении. Утром лучшее место для занятий - хорошо проветриваемое помещение. Вечером лучше заниматься на свежем воздухе.
  3. Не выдыхайте через рот. Перед началом занятий сделайте три выдоха через рот, это очистит живот от старого воздуха. После этого выдыхайте только через нос.
  4. Не позволяйте своим мыслям бесцельно блуждать во время занятий. Блуждание мыслей препятствует циркуляции крови и ци в организме. Выши мысли должны быть сосредоточены на упражнении, иначе прогресса не будет.

      Эти четыре запрета не следует нарушать. Со временем ваши сухожилия станут гибкими, а тело окрепнет. Ци и кровь будут течь в полной гармонии с дыханием. Вы сможете направлять ци в любую часть своего тела в долю секунды. Вы сможете управлять своей ци, а это - необходимое условие силы. Одним касанием вы сможете убить врага. Ци поистине всемогуще.

       Другой великий учитель, монах Хунхуэй, обнаружил, что ци может служить защитой почти любой части тела. Боец может направлять ци в голову, грудь, живот и любую другую часть тела. В этом случае даже удар железным прутом в это место не вызовет боли.

       Искусство правильного дыхания на Севере разделялось на две школы - сычуаньскую и хэнаньскую. Главный секрет этих школ в длинном вдохе и коротком выдохе. По существу, упражнение заключается в следующем:

      Постоянство - вот главное в этих упражнениях. Эффект проявляется не сразу, и успех достигается терпением.

"Жесткое" и "мягкое"

      Всех бойцов, в зависимости от их мастерства, можно разделить на три уровня. Уровень бойца зависит от того, в какой степени он овладел "мягким" и "жестким". Боец высшего уровня не является ни "мягким", ни "жестким", он сочетает и то, и другое одновременно. Противник не может противостоять его действиям, его движения невозможно предугадать. Его пальцы кажутся мягкими, но когда они касаются цели, то действуют как зубила. Побежденный враг не может сказать, чем и когда его ударили. Короче, лучшие мастера выглядят и действуют "мягко", но достигают таких результатов, которые обычно связывают с чудовищной силой и "жесткостью". Высшего уровня искусства невозможно достичь за короткое время.

       Боец среднего уровня значительно слабее. Очень часто талантливый ученик останавливается в развитии на этом уровне из-за отсутствия хорошего учителя. Он не может добиться гармонии "мягкого" и "жесткого". Иногда такой ученик развивает какую-то часть тела очень сильно, но в дисгармонии к целому, что только вредит ему. Он может напугать своих противников могучим внешним видом, но если встретит мастера высшего уровня, то его развитые мышцы не способны противостоять мягким движениям искусного противника. Что толку тогда от его мощных мышц? Бойцу среднего уровня не хватает знаний, чтобы добиться гармонии "мягкого" и "жесткого". Он мало знает о тренировке стоек и еще меньше о правильном дыхании, двух важнейших предпосылках успеха. Он не может добиться гармонии пустого и наполненного. Такой боец полагается только на силу рук и ног, поэтому конечный результат низок. Не следует стремиться к такому уровню мастерства.

       Боец низшего уровня еще хуже. Он просто жалок. Даже хороший учитель мало поможет ему из-за наличия стойких ошибок. Как правило, чрезмерное физическое развитие мешает ему добиться гармонии движений всего тела. Если боец среднего уровня проигрывает потому, что у него слишком много "жесткости" и не хватает "мягкости", то боец низшего уровня вообще знает только "жесткость". Для этого низшего уровня мастерства характерны следующие четыре упражнения:

  1. Втыкание пальцев в песок. Это общеизвестное упражнение делает пальцы крепкими, как сталь.
  2. Удары ногами по столбу. Удары по столбу, закопанному глубоко в землю, хорошо укрепляют ступни ног. Это упражнение было особенно популярно в Гуандуне.
  3. Выдергивание гвоздей. Используя только кончики пальцев, ученик пытается выдернуть гвозди из доски. Это упражнение тоже было популярно в Гуандуне.
  4. Набивка ладони. Ученик бил ребром ладони по краю стола до появления мозоли. Потом ученик бил ребром ладони по камням, пока рука не становилась крепкой, как сталь. Такая ладонь кажется ужасной новичку, но она не страшна "мягкому" бойцу.

      Таким образом, высший уровень искусства означает гармонию между "мягким" и "жестким", боец среднего уровня предпочитает "жесткое" "мягкому", а боец низшего уровня знает только "жесткое".

Пять наставлений

      Достижению гармонии "мягкого" и "жесткого" способствует правильное начало. Для достижения цели следуйте пяти наставлениям:

  1. Постепенное развитие. Ученик должен начинать без спешки. Если первоначальные занятия проводятся слишком интенсивно, то работа внутренних органов может быть нарушена, а внешние органы могут испытывать сильную боль. Китайский бокс имеет плохую славу из-за большого количества травм во время занятий. Почти все эти травмы - результат слишком большого количества упражнений, слишком быстрого их выполнения или результат необдуманной демонстрации силы. Все подобные нарушения связаны с отсустсвием хорошего учителя. Монах Динсин сказал об этом так: "Боевое искусство - это средство продления жизни, а не сокращения ее".
  2. Настойчивость - ключ к успеху. Многие интересуются боевыми искусствами, некоторые достигают в них определенного уровня, но только один из тысячи становится мастером. Почему? Прежде всего потому, что многие ученики теряют настойчивость. Если ученик занимается ежедневно, то он сможет добиться некоторых результатов через три года и, возможно, станет мастером через десять лет. Это - цена искусства сохранять здоровье, веру в себя и быть счастливым.
  3. Умеренность. Перед началом тренировки тело человека вялое, а после нее оно становится активным и энергичным. Похоть и вино разрушают достигнутое. Если вы не можете сдерживать себя, то лучше и не начинать. Молодые люди должны обратить особое внимание на это требование.
  4. Миролюбие. Подлинный мастер не агрессивен. Как правило, он тихий, спокойный, мягкий и терпеливый человек.
  5. Соблюдение ритуала. Шаолиньское боевое искусство было создано монахом Дамо, развивалось его учениками и в конце периода династии Мин распространилось на Юге. При этом всегда сохранялся древний ритуал Шаолиня: перед схваткой с противником нужно сделать сначала три шага назад, а потом полтора шага вперед и положить правую ладонь на левый кулак. Если ваш противник из той же школы, то бой отменяется. Каждый боец Шаолиня соблюдал этот опознавательный ритуал.

Десять заповедей

      Эти заповеди были созданы монахом Цзюэюянем против ереси, проникавшей в Шаолинь Они должны были создать этическую основу системы и укрепить дисциплину в монастыре.

  1. Ученик должен заниматься без перерывов.
  2. Боевое искусство можно использовать только для самозащиты.
  3. Следует быть учтивым и оказывать уважение всем учителям и старшим.
  4. Ученик должен быть всегда вежлив, честен, доброжелателен в отношениях с товарищами.
  5. В путешествии боец должен воздерживаться от проявлений своего искусства и уклоняться от вызова.
  6. Боец никогда не должен быть агрессивным.
  7. Употреблять в пищу вино и мясо запрещается.
  8. Избегайте похотливых желаний.
  9. Нельзя обучать боевому искусству небуддистов, чтобы не быть причиной вреда. Боевое искусство может быть передано только доброму и милосердному человеку.
  10. Боец должен избегать злобности, жадности и хвастовства.

НАЗАД         СОДЕРЖАНИЕ         ДАЛЕЕ

Хостинг от uCoz