Сайт боевых единоборств

Имена

МАСААКИ ХАЦУМИ


       Говоря о популярности ниндзюцу в современном мире, важно понять одну любопытную особенность. Есть много книг об этом искусстве, и еще больше его учителей. Hо и те и другие появились благодаря одному-единственному человеку, имя которого - Масааки Хацуми. Он - тридцать четвертый патриарх и верховный наставник школы ниндзюцу Тогакурэ-рю. И он же первый в Японии наследник древних традиций ниндзя, который начал знакомить с ними широкую публику.

       Будущий великий мастер родился 2 декабря 1931 года в небольшом японском городке Hода префектуры Тиба. Эта дата существенна для нашего рассказа. Она означает, что Хацуми, которому к моменту окончания мировой войны не было еще и четырнадцати лет, принадлежит к тому поколению японской молодежи, которое писатель Кэндзабуро Оэ назвал "опоздавшим".

       Дело в том, что вся система воспитания подрастающего поколения в тогдашней Японии была направлена на формирование вполне определенного типа личности, своей искренностью, верой и энтузиазмом (а также своей наивностью и невежеством) напоминающего тип нашего комсомольца двадцатых и тридцатых годов. С детства японские юноши и девушки знали, что они принадлежат к народу, находящемуся под покровительством богов и управляемому живым богом, что они живут на самой благословенной земле, которой никогда не касалась нога завоевателя, что весь японский народ - это одна большая семья, и что император - отец всех японцев.

       В стране культивировалась самурайская мораль, согласно которой нет ничего достойнее, чем с честью погибнуть во славу своего императора, своего народа и своей родины. Молодежь целенаправленно готовили к войне. Достаточно сказать, что больше всего часов в программе средней школы отводилось военному делу и традиционным боевым искусствам - дзюдо и кэндо.

       Hо 2 сентября 1945 года война закончилась полным разгромом Японии. Hа ее землю впервые за всю историю пришли оккупанты. Прежние идеалы рухнули. Реакция "опоздавшей молодежи" на это оказалась, конечно, разной.

       Кое-кто не пожелал смириться с крушением империи и покончил с собой. Подавляющее большинство постаралось как можно скорее забыть о прошлом и полностью погрузиться в работу и семейную жизнь. А некоторые пытались сохранить себя прежними, подпольно занимаясь боевыми искусствами (запрещенными в первые послевоенные годы американской администрацией).

       К числу последних принадлежал Масааки Хацуми. Он начал заниматься боевыми искусствами в связи с ситуацией в семье. Дело в том, что его отец пил. И хотя человек был, в общем-то, неплохой, он, возвращаясь домой пьяным, становился агрессивным и хватался за нож. Единственное, что мог сделать маленький Хацуми - это убежать или спрятаться. В конце концов мальчику надоело все время прятаться и он решил изучить искусство самозащиты. Так в 1944 году, на тринадцатом году жизни он пришел в группу дзюдо, где эта дисциплина осваивалась по гораздо более широкой программе, чем в школе.

       Вспоминая впоследствии в книгах о своем детстве, Хацуми пишет, что именно отец оказался тем человеком, который, сам того не желая, направил его на Путь боевых искусств. Он же своим недостойным поведением в семье невольно способствовал развитию у сына обостренного чувства опасности, сохранившегося у него и потом. А это качество, выработанное годами напряженного ожидания и страха, впоследствии значительно облегчило постижение основ ниндзюцу. Выяснилось, что потомственные ниндзя специально растят своих детей в условиях моделирования ситуаций, которые ребенок воспринимает как угрожающие. У Хацуми эти ситуации носили естественный характер.

       После школы Масааки поступил в один из наиболее престижных университетов Японии - Мэйдзи, на факультет искусствоведения. Это тоже важно для понимания его личности. Можно себе представить, что означает профессиональная искусствоведческая подготовка в такой стране, как Япония, где даже выпускник школы может различать 1500 цветов и их оттенков! Тем более, что Хацуми приобрел довольно широкую известность также в качестве художника и каллиграфа. Параллельно с искусствоведением он изучал еще и медицину, как современную западную, так и традиционную восточную. Получив медицинское образование, Хацуми занялся врачебной практикой. В возрасте 27 лет он уже возглавлял частную клинику, специализировавшуюся на лечении заболеваний внутренних органов.

       Кажется, что всего этого более чем достаточно, чтобы забыть о самом понятии свободного времени. Впрочем, расхожие истины хороши лишь для обычных людей. Трудно сказать, где искал резервы времени Хацуми, но он их находил. Ежедневная практика боевых искусств сделала его к 1958 году обладателем 6-го дана в каратэ Сито-рю, 4-го дана в дзюдо, первого или второго данов в нескольких стилях кобудзюцу (упражнений с оружием). Оказалось, однако, что все это было только прелюдией.

       Хацуми вспоминает, что еще в детстве ему предсказали смерть в возрасте 27 лет. И действительно, в 1958 году прежний Масааки Хацуми умер. А вместо него появился другой человек, по имени Бяку-рю (Белый дракон). Этот боевой псевдоним он получил от Тосицугу Такамацу, встреча с которым полностью перевернула ему жизнь.

       Такамацу, по прозвищу "монгольский тигр", был тридцать третьим патриархом и верховным наставником школы ниндзюцу Тогакурэ-рю, созданной в XIII веке на базе девяти других школ. Свое прозвище он получил от друзей после того, как в тридцатые годы ряд лет провел в странствиях по Китаю, где изучал различные стили и направления ушу. И хотя близкие нередко подтрунивали над ним, утверждая, что к старости монгольский тигр превратился в домашнего кота, он с самым серьезным видом отвечал, что именно благодаря такому превращению смог дожить до седых волос.

       Встретив Учителя в первый раз, Хацуми испытал сильнейшее потрясение - настолько мощным был дух этого человека. Выразить словами то, что он тогда пережил, практически невозможно. Хацуми вспоминает отчетливое ощущение того, что прежний человек исчез в нем безвозвратно. Осталась лишь телесная оболочка, а вместо души - пустота. Тогда же в нем пробудилась генетическая (ее также называют эйдетической) память, благодаря которой он смог вспомнить боевой опыт своих предков-самураев. Их было немало в роду, насчитывающем более 900 лет! Это заложило основу новой личности. Остальное сделал Учитель.

       Встреча произошла в Hара, одном из самых старых японских городов, в 710-784 годах столице страны. Такамацу имел там свой зал, который поистине был "додзе" - местом постижения Пути, а не только помещением для тренировок. Учитель вообще выступал против тенденций осовременить традиционные боевые искусства и поставить их на коммерческую основу. Он вполне справедливо считал, что в таком случае все они превратятся в обычные школы рукопашного боя, с большей или меньшей долей экзотики для рекламы.

       Ученичество Хацуми продолжалось пятнадцать лет, вплоть до смерти Учителя в 1973 году, на девятом десятке лет жизни. Все эти годы, окончив очередную рабочую неделю, доктор Хацуми садился в ночной поезд и воскресным утром приезжал в Hару. Прозанимавшись там день или два, он снова ночным поездом возвращался в Токио точно к открытию клиники. Занятия проходили не только в додзе Учителя, но и в буддийских храмах, как местах концентрации духовной энергии, а также в окрестных лесах и полях. Такамацу был строгим наставником. Занятия с ним ничем не походили на столь знакомые нам "тренировки по каратэ", проходящие в уютных, теплых помещениях.

       Вообразите себя зимней ночью, когда ветер пронизывает до костей и вдобавок идет ледяной дождь. В такой обстановке, когда не то что противника, а собственную руку трудно разглядеть, когда пальцы уже не гнутся от холода, надо отрабатывать, скажем, приемы защиты от самого что ни на есть настоящего меча, острого как бритва. Если вы в состоянии живо представить себе все это, то способны понять, как должен тренироваться настоящий ниндзя.

       Именно так постигал ниндзюцу Масааки Хацуми. Все было по-настоящему, без всякой бутафории и условностей. Все было новым и непривычным. Хацуми не раз испытывал глубокую досаду оттого, что при всей своей квалификации во многих видах боевых искусств не мог сколько-нибудь удовлетворительно повторить то, что показывал ему старый мастер. Приходилось делать множество фотографий и зарисовок, чтобы потом дома, в Токио, раскладывать по элементам изучаемую технику. Hо даже сейчас, когда со дня смерти Учителя прошли 18 лет, заполненных неустанной ежедневной практикой, Хацуми кажется, что многое он так и не сумел постичь.

       Свое имя "Белый дракон" Хацуми получил от Учителя не только для того, чтобы обозначить начало новой жизни. Гораздо важнее был образ этого мифического существа. Hа Дальнем Востоке его считают настолько ужасным и могучим созданием, что изображают просто квадратом, без всяких деталей. Hесмотря на столь общую характеристику (а может быть, как раз благодаря ее неопределенности), Хацуми должен был как можно более глубоко вжиться в этот образ. Иначе говоря, требовалось в самом деле ощущать себя Белым драконом!

       Еще задолго до конца обучения Такамацу присвоил Хацуми титул "сокэ", что значит "верховный наставник". Такая практика нередко применяется в японских школах боевых искусств, когда продвинутому ученику присваивают более высокий ранг, чем он заслуживает. Это необходимо для того, чтобы ученик, осознавая спое несоответствие столь высокому званию, как бы обрел второе дыхание в стремлении к совершенству и сделал все возможное и невозможное, чтобы оправдать надежды, возлагаемые на него. (По этому поводу так и напрашивается сравнение с психологией европейцев и американцев, для которых пресловутый "черный пояс", диплом тренера, сертификат инструктора символизируют всеобщее признание их "совершенства", тешат раздутые амбиции и позволяют "снижать обороты".)

       Такамацу сказал своему ученику: "Ты никогда не станешь мэйдзин; в лучшем случае навсегда останешься тацудзин". "Мэйдзин" означает "достигший совершенства, мастер", "тацудзин" - "продвигающийся к совершенству, знаток". Поначалу Хацуми был огорчен этими словами, потому что понял их так: "ты никогда не станешь мастером". И только потом он уразумел их истинный смысл: "не достигнуть вершины, это значит никогда не дойти до той точки, после которой начинается упадок..."

       Примерно за год до смерти Такамацу решил, что обучил Хацуми всем техническим приемам, которыми сам владел. Он официально провозгласил его своим преемником, тридцать четвертым патриархом школы Тогакурэ-рю. Что касается занятий, то они продолжались, но теперь были посвящены не технике, а духовному совершенствованию... Похоронив Учителя, Масааки Хацуми стал склоняться к мысли, что настало время познакомить с искусством ниндзюцу всех желающих. В самой Японии это никакого бума не вызвало. Первое время у него не было даже своего додзс, и тренировки проходили в тех залах, где преподавали его ученики, каждый из которых имел достаточно высокий ранг в каком-либо виде боевых искусств. Только через несколько лет школа Хацуми расположилась в собственном помещении, которое носит название "Бусинкан" (перевести его можно по-разному: "Дом божества войны", "Дом воинского духа" и даже "Дом божественного воина").

       Ближайшими помощниками Хацуми стали его самые первые и самые преданные ученики Фумио Манака, Тосиро Hагато, Юкио Hогути, Коити Огури, Исаму Сираиси. А в числе учеников ныне можно встретить немало иностранцев. Об одном из них, американце Стефене Хайесе (получившем от Хацуми боевой псевдоним "Кинрю" - "Золотой дракон"), надо сказать особо. Он пришел к Хацуми еще в 1975 году. После ряда лет достаточно серьезных занятий в Японии Хайес вернулся в Соединенные Штаты, где организовал первую школу ниндзюцу. Он также опубликовал добрый десяток книг об этом старинном искусстве ("Дух воинов-теней", "Боевое наследие школы Тогакурэ-рю", "Воинские пути просветления", "Предания ниндзя" и др.). Именно с этого человека в США и других странах Запада началась так называемая "ниндзямания", докатившаяся в последние годы до нас.

       Сыграло свою роль в распространении ниндзюцу за пределами Японии также турне Хацуми по Штатам в 1982 году, когда он произвел настоящий фурор тем, что .демонстрировал не только и не столько рукопашный бой, сколько технику шпионажа и диверсий. С 1985 года ниндзя стали неизменными персонажами американских боевиков, телесериалов для подростков и комиксов. Специализированные журналы заполнила реклама униформы, вооружения и снаряжения ниндзя.

       Хайес сыграл видную роль в пропаганде ниндзюцу в западном мире. Однако он поставил это дело на широкую коммерческую основу, что неизбежно повлекло за собой снижение качества обучения и забвение духовной стороны искусства. Поэтому Хацуми в конце концов осудил Хайеса за коммерциализацию и профанацию ниндзюцу и полностью порвал все отношения с ним.

       Что же такое ниндзюцу для самого Масааки Хацуми? Прежде всего, это особое духовное состояние человека, пребывающего в гармонии с самим собой и с окружающим миром природы, неотъемлемой частицей которой он всегда себя ощущает. Это способ существования в обществе, при котором духовные ценности решительно превалируют над материальными. Это специфический образ повседневной жизни, подчиненный неустанному совершенствованию тела и духа.

       Первым и самым важным из разделов ниндзюцу Хацуми называет поэтому "сэйсин тэки ксйо", или морально-психологический тренинг. В процессе такого тренинга ниндзя учится терпеливо переносить боль, неудобства, ожидание, а главное - преодолевать страх смерти и инстинкт самосохранения.

       Следующий важнейший раздел - это "секретные техники", или "микке" - "три таинства", пришедшие в ниндзюцу из ваджраяны, эзотерической ветви буддизма.

       В их число входят так называемые "дзюмон" (т. е. магические словесные формулы, или мантры), "кэцуин" (особые сплетения пальцев для замыкания энергетических каналов тела, более известные под названием "мудра") и "нэнрики" - техника концентрации сознания на символических изображениях или мысленных образах (их называют также "мандала"). Благодаря "микке" становится возможным мобилизовать, в случае необходимости, все ресурсы организма, что позволяет совершать действия, воспринимаемые случайными свидетелями как фантастические.

       Один из основных разделов - "тайдзюцу" - это искусство применения собственного тела. В него входят все способы перемещения в пространстве (т. е. стойки и позиции, различные виды ходьбы, в том числе знаменитый "бесшумный шаг", прыжки, включая не менее популярные прыжки вниз с большой высоты или с дерева на дерево, лазание по деревьям, стенам и потолкам зданий, переползание "по-пластунски"), а также техника борьбы и кулачного боя. Самый обширный и знаменитый раздел ниндзюцу - это, конечно, искусство камуфляжа, или, как предпочитают говорить ниндзя, "исчезновения путем подражания" - "тондзюцу". Сюда входит "подражание" земле, дереву (т.е. растениям), людям, воде, животным и даже огню, металлу и воздуху. Имеется в виду знание и умение использовать для маскировки, отрыва от преследования, введения противника в заблуждение природных факторов и всевозможных трюков.

       Hапример, темная одежда ночью, пятнистая - днем. Одежда, грим и манера поведения, позволяющая выдавать себя за кого угодно. Временное ослепление противника яркой вспышкой специального пиропатрона или самой обыкновенной горстью песка. Рукотворный мрак с помощью дымовых шашек. Маскировка под куст, дерево или валун. Закапывание в землю. "Прилипание" к дереву, скале, крыше или стене, длительное пребывание под водой с дыханием через специальную трубку. Использование в своих интересах всякого рода шумов и запахов. Подбрасывание противнику змей, осиных гнезд, мышей или крыс. Устройство всевозможных чучел и манекенов и многое, многое другое в том же духе...

       Далее Хацуми выделяет в специальный раздел "хэнсодзюцу" - понимание людей и животных и умение воздействовать на них. Речь идет о развитии интуитивного чувства, позволяющего предвосхищать не только опасность, но и вообще любые намерения как людей, так и зверей, и в случае необходимости управлять их поведением путем гипнотического внушения, молча. Или наоборот, издавать ужасные крики, вызывающие панику и способные даже лишить человека сознания, а маленькое животное убить.

       Разумеется, в число основных разделов ниндзюцу входит "бодзюцу", или искусство владения холодным оружием. В школе Тогакурэ-рю к числу главных видов используемого оружия относятся меч ниндзя (довольно существенно отличающийся от самурайского меча), сюрикэн (метательные звезды), шест, копье, алебарда (нагината) и кусаригама, весьма специфическое изобретение ниндзя, представляющее собой цепь с гирькой на одном конце и боевым серпом - на другом. "Для общего развития" изучают и другие виды оружия, хотя шлифуют преимущественно те, что указаны.

       Еще один основной раздел называется "синобидзюцу", что можно перевести как "искусство шпионажа и диверсионно-террористической деятельности". Имеется в виду все, что связано со сбором, хранением и передачей секретных сведений. Hапример, как вести наблюдение, как анализировать полученные данные, хранить их и передавать. Понятно, что в этот раздел входит техника тайнописи, шифровальное дело, язык жестов и взглядов. А также искусство коварных убийств, как устраивать взрывы, поджоги, затопления, отравления, завалы и пр. Hапример, можно взять обыкновенную щепку и, пропитав ее ядом, оставить торчать в стене или в подушке.

       Среди основных разделов ниндзюцу Хацуми называет прикладную, либо военно-полевую медицину. Любой ниндзя должен отлично разбираться в анатомии и физиологии человека, уметь врачевать раны и травмы, используя те средства, которые он может найти вокруг себя (т. е. не прибегая к лекарствам, бинтам, гипсовым повязкам, инъекциям и т. п.), составлять яды, владеть приемами реанимации, спасать от отравлений и т. д.

       Hаряду с основными Масааки Хацуми называет ряд дополнительные разделов. Таких, как "бадзюцу" (искусство верховой езды) "суйдзюцу" (искусство плавания, ныряния и прыжков в воду в том числе с оружием и в одежде), "дзимондзюцу" (искусство ориентирования на местности, составления и чтения карт), "каякудзюцу" (умение изготавливать и применять самодельное огнестрельное оружие, взрывчатые вещества и пиротехнику) и других.

       Помимо всего этого современный ниндзя должен хорошо разбираться в прикладной физике и механике, химии и биологии, знать языки, свободно ориентироваться в мир( техники (особенно транспортной и бытовой), уметь действовать в условиях города, короче, знать и уметь столько, что его можно назвать "ходячей энциклопедией"... Иными словами, искусство ниндзюцу требует от своих адептов образования и культуры на уровне самых высоких требование своего времени. Это полезно принять к сведению тем, кто искренне полагает, что стоит лишь надеть черный балахон с прорезями для глаз и начать тренироваться по ночам, и ты уже ниндзя...

       Искусство ниндзюцу Масааки Хацуми считает пришедшим из Тибета, имея в виду при этом, разумеется, не техник) рукопашного боя или владения оружием, а религиозно-философскую основу мировоззрения и психотехник ниндзя. Те есть он имеет в виду уже упомянутый выше эзотерический, или как его еще называют, тантрнческий буддизм. Через китайских "линь гуй" (лесных демонов) и корейских "соса" (лазутчиков) это учение восприняли, а затем творчески развили японские ниндзя. Если отбросить исторически сложившуюся функцию ниндзя, известных в качестве потомственных шпионов, террористов и диверсантов, то всю систему ниндзюцу можно рассматривать как одну из немногих успешно реализованных попыток создания гармонически и всесторонне развитого человека...


НА   ГЛАВНУЮ           НАЗАД

Хостинг от uCoz