Сайт боевых единоборств
УШУ
БАГУАЧЖАН
Багуачжан является одним из трех классических "внутренних" стилей китайского ушу. "Ба Гуа" в переводе означает "восемь триграмм". Этот термин относится к восьми базовым принципам, описанным в древнем метафизическом "Каноне перемен", которые обозначались комбинацией из трех черт (каждая из которых могла быть либо сплошной, либо с разрывом посередине). В данном случае его использование означает, что стиль является физическим отражением этих восьми принципов, что его базовые положения соответствуют восьми триграммам, а переходы между ними - описанным в "Каноне перемен" взаимопревращениям триграмм. "Чжан" переводится как "ладони" и означает, что в этом стиле предпочитают использовать ладони, а не кулаки и крюки как в других стилях боевых искусств ибо ладонь может и бить как кулак, и захватывать как крюк. Таким образом, багуачжан - это боевое искусство, базирующееся на теории непрерывных изменений в зависимости от ситуации, в котором противника побеждают за счет мастерства, а не за счет грубой силы.
Кто, когда и где придумал багуачжан - неизвестно. Массы о нем узнали сравнительно недавно, и произошло это в общем-то случайно. Предание связывает рассекречивание этого стиля с именем Дун Хайчуаня, родившегося в уезде Вэньань провинции Хэбэй примерно в 20-х гг. XIX в. Он владел эрланцюань ("кулак богатыря Эрлана") и считался неплохим бойцом. По наиболее достоверной версии, отправившись путешествовать в поисках живущих в глухих местах мастеров боевых искусств он случайно наткнулся на даоса, который обучил его технике поворачивания ладоней в хождении по кругу в соответствии с восемью триграммами" (согласно некоторым из легенд, Дун Хайчуань обучался непосредственно у святых небожителей). Некоторые источники называют Дун Хайчуаня создателем багуачжан, но вряд ли это так.
Позднее Дун Хайчуань перебрался в Пекин и стал слугой великого князя Су, который был родственником императрорской фамилии. Князь был большим любителем ушу, и у него постоянно бывали разные мастера. Однажды, князь случайно узнал, что его слуга владеет ушу, и потребовал продемонстрировать искусство. Так Дун Хайчуань был "рассекречен". С тех пор он открыл преподавание багуачжан в Пекине, откуда оно распространилось по всему Китаю.
У Дун Хайчуаня было много учеников, и каждого из них он обучал по-иному, сообразуясь с его личными особенностями. Так появились несколько различающиеся между собой ветви багуачжан. К настоящему времени их сохранилось три.
Первая идет от Инь Фу, который был телохранителем вдовствующей императрицы Цыси, прозанимался у Дун Хайчуаня очень долгое время и был одним из лучших бойцов своего времени. Инь Фу также владел лоханьцюань ("кулак архатов"), и поэтому в его версии багуачжан предпочитают вести бой на дальней дистанции, техника больше основана на ударах, шаг по кругу используют не для выхода за спину противнику, а для ухода с линии атаки и захода сбоку, при исполнении комплекса четко видны выбросы силы. Инь Фу был очень богатым человеком, именно на его деньги была сооружена стела на могиле Дун Хайчуаня с именами всех учеников. В настоящее время эта ветвь распространена на востоке Китая (в провинции Шаньдун).
Другим знаменитым учеником господина Дуна был Чэн Тинхуа. Родом он был из деревни Чэнцзячжуан уезда Шэньсянь провинции Хэбэй, в молодости прославился как крупный мастер борьбы шуайцзяо. Потом он уехал на заработки в Пекин и получил прозвище "очковый Чэн", так как торговал очками в аптеке. В его версии багуачжан стараются как можно быстрее приблизиться к противнику и выйти ему за спину, в технике - много бросков, при исполнении комплексов стараются добиться непрерывности и скорости движений.
Третья ветвь багуачжан идет от Лян Чжэньпу, который был одним из самых молодых учеников Дун Хайчуаня. Ли Цзымин - ученик Лян Чжэньпу - до самой своей смерти в 1993 году в возрасте 93 лет считался крупнейшим мастером багуачжан и одним из лучших бойцов Китая. В настоящее время его преемником является Суй Юньцзян. Ли Цзымин обычно подчеркивал, что его направление - это в точности то, чему обучал Дун Хайчуань. Характерной особенностью этой ветви багуачжан является наличие большого количества протыкающий и рубящих ударов. Именно это направление преподает Чжао Даюань, инструктор по рукопашному бою пекинской полиции и один из крупнейших современных мастеров багуачжан, автор ряда книг.
В первой трети нашего века преподаватель располагавшегося в Нанкине Центрального института гошу Цзян Жунцяо разработал еще один стиль багуачжан за счет добавления в багуачжан ряда элементов из стилей мицзунцюань и синъицюань. Это направление стали называть "синь ба чжан" ("новые восемь ладоней"). В настоящее время эта версия багуачжан является наиболее популярной в мире. Самым известным мастером данного направления является Кан Гэу, выпустивший ряд учебных видеокассет.
Еще одно известное сегодня направление называется "инь-ян багуачжан" ("ладони инь, ян и восьми триграмм"). Распространявший его Тянь Хуэй, который даже был главой Пекинского общества по изучению багуачжан, утверждал, что этот стиль передавался из поколения в поколение в его семье, которая жила в районе Эмэйских гор. Однако другие мастера багуачжан отнеслись к этой версии довольно скептически и утверждали, что система Тянь Хуэя представляет собой просто компиляцию приемов из других направлений багуачжан.
Система "цзюлун багуачжан" ("ладони восьми триграмм и девяти драконов") была разработана мастером Ли Цинъюанем, который жил в китайской провинции Сычуань. Он обучил этой системе своего двоюродного брата, который в 1945 году эмигрировал в США, а с 1957 по 1969 год обучал техасского полицейского Джона Пэйнтера. Тот работал профессиональным телохранителем, а также преподавал это направление полицейским и правительственным агентам.
Однако несмотря на стилевые различия система тренировок во всех школах багуачжан единая. Первые несколько лет ученик тренируется в "хождении по кругу" для выработки навыка постоянного ухода с прямой линии и привыкания к контролированию своего центра тяжести. Затем изучается комплекс "Динши бачжан" - "Восемь ладоней установленных форм" (в разных школах названия комплексов могут несколько различаться), в котором прорабатывается восемь различных положений ладоней. После него изучается комплекс "Бяньши бачжан" ("Восемь ладоней изменяемых форм"), который еще называют "Лаобачжан" ("Старые восемь ладоней") или "Бадачжан" ("Восемь больших ладоней"). После овладения этими техниками ученик может изучать более сложные комплексы ("24 формы", "8 форм - 8 образов", "Тайные ноги", "драконье багуачжан" и т.д.), технику работы в паре, владение оружием и специальную технику перемещений. Интересным упражнением является "облет девяти дворцов", в котором в землю в форме квадрата 3 на 3 втыкается 9 двухметровых шестов, которые нужно непрерывно обходить в определенном порядке. Это приучает к навыкам ведения боя в толпе. Все упражнения имеют несколько уровней сложности. Так по кругу сначала ходят на почти прямых ногах и постепенно понижают уровень тела, чтобы в итоге перемещаться с бедрами параллельными земле; "девять дворцов" сначала просто обходят, а впоследствии с каждым из столбов во время обхода устраивают нечто вроде "боя с тенью", и т.п. Одновременно со всем этим тренирующийся занимается укреплением ударных поверхностей и противоударной закалкой тела. Очень многие мастера багуачжан прославились своим владением искусствами "железной ладони" и "железной рубашки".
Багуачжан никогда не было армейским искусством, оно всегда было искусством индивидуального боя. Поэтому даже стандартные виды оружия имеют здесь специфическую форму или специфическое применение. Так используемые в багуачжан мечи примерно в полтора раза длиннее обычных, а при тренировках с копьем и шестом прорабатывают "короткое использование длинного оружия". Помимо обычного копья используют еще и так называемое "двухголовое змеиное копье", имеющее наконечники на обоих концах. Любимым оружием Дун Хайчуаня являлись "острия петушиной лапы" (это редкое парное оружие очень сложной формы). В наше время было разработано новое оружие - "секиры уток-мандаринок", с ним работают в направлении Цзян Жунцяо.
В багуачжан есть четыре основных вида усилия:
Гунь означает отведение по дуге в сторону силы нападающего противника, чжань - это спиралевидное движение вперед вслед за отступающим противником, чжэн - это резкий прямой удар с целью быстрого "входа" в пространство противника, ли - это вовлечение силового импульса противника в собственное пространство с целью подавления. Эти четыре разновидности внутреннего усилия группируются попарно, поскольку, по канонам кулачного искусства, всякое действие уравновешивается противодействием.
Фирменными приемами багуачжан считаются удары ладонями. Под "ладонью" имеется в виду вся раскрытая кисть, так что когда речь идет об ударе ладонью, он может наноситься основанием ладони, тыльной стороной ладони, ребром ладони и т.п. Мастера способны нанести мощный удар даже кончиками пальцев (кстати, такое умение позволяет наносить удары с несколько большей, чем ожидает противник, дистанции). Обычный удар ладонью в багуачжан включает в себя два компонента: "протыкающий" удар кончиками пальцев и "придавливающий" удар основанием ладони.
Основой багуачжан является перемещение, и потому в этом стиле имеется довольно большая классификация маневров в рукопашном бою. Боец багуачжан ни мгновения не стоит на месте, он все время перемещается с большой скоростью, постоянно меняя направление движения, что чрезвычайно затрудняет действия противника. По традиции, в багуачжан различают три способа ведения схватки: "взаимного нападения" (когда противник нападает, я уступаю, а потом контратакую), "остановки" (когда противник нападает, я встречаю его) и "отбрасывания тела и превращения тени" (когда противник наступает, я посредством перемещения превращаю его силу в свою собственную). При схватке против нескольких противников рекомендуется постоянно перемещаться, и в зависимости от их владения боевым искусством выбирать себе цели для атаки: если среди противников есть хорошие бойцы, то рекомендуется атаковать самого слабого, если же напавшие не сильны в кулачном искусстве, то напасть надо на самого сильного из них.
"Внутренняя работа" стиля описывается в терминах восьми триграмм. Так, три сплошные линии в триграмме "цянь" трактуются как три соединения (в шее, во рту и в пояснице), которые обеспечивают беспрепятственную циркуляцию ци в теле. Напротив, триграмма "кунь" указывает на присутствие "шести разрывов" в области живота, что позволяет сохранять и накапливать энергию в даньтянь (разрыв в данном случае понимается как отсутствие истечения ци вовне). Триграмма "кань" знаменует внешнюю мягкость и внутреннюю наполненность нижней части живота. Триграмма "ли" указывает на внешнюю твердость и внутреннюю "пустотность" груди мастера ушу; реализация этой триграммы означает опускание ци в даньтянь. Триграмма "дуй" обозначает опустошенность, расслабленность плечей и наполненность нижней части тела. Триграмма "сюнь" сообщает о "пустотности в бедрах", что делает возможной свободную циркуляцию ци в нижних конечностях. Триграмма "чжэнь" символизирует движение ци вверх от нижней части туловища. Триграмма "гэнь" указывает на "пустотность" нижней части спины и "наполненность" ее верха (в этом отношении спина являет собой как бы обратный образ живота).