Сайт боевых единоборств
Айкидо
АЙКИ-ДО - ПУТЬ К МИРУ И ГАРМОНИИ
С.Н. Полюх
HTML является сокращенной версией основного текста.
Отсутствуют: все рисунки, а также приложения и список литературы.
Полный текст с рисунками в формате MsWord находится в соответствующем zip-архиве
(скачать).
(Методическое пособие для изучающих Айки-до)
г. Хмельницкий / 2001 г.
Делать добро,
Избегать зла,
Очистить своё сердце -
Таков Путь Будды.
С О Д Е Р Ж А Н И Е
Введение.
Об источниках.
Глава 1. Возникновение Айки-до, его место среди боевых искусств мира.
Глава 2. Проблема терминологии в Айки-до.
Глава 3. Айки-до как система управления внутренней энергией человека.
Глава 4. Айки-до как система самообороны. Концепция защиты Айки-до.
Глава 5. Основы Айки-до.
5.1. Философские основы Айки-до.
5.2. Психологические основы Айки-до.
5.3. Физические основы Айки-до.
Глава 6. Айки-до как система самосовершенствования.
6.1. Четыре основных принципа объединения ума и тела.
6.2. Как стать сильным.
6.3. Какукрепить ум.
6.4. Как развить умственные способности.
6.5. Как обеспечить крепкий сон.
6.6. Как справиться с болезнью.
6.7. Как вылечить травму шеи (метод киацу).
Глава 7. Методические рекомендации для проведения тренировок.
Заключение.
Приложения.
Приложение 1. Морихэй Уэсиба. Искусство мира.
Приложение 2. Морихэй Уэсиба. Айки-до - истинное бу-до.
Приложение 3. Гитин Фунакоси. "Двадцать принципов Каратэ".
Приложение 4. Катсу.
Приложение 5. Анни Безант. "Исследование сознания".
Приложение 6. Анни Безант "О некоторыхзатруднениях во внутренней жизни".
Приложение 7. АнниБезант. "Совершенный человек".
Приложение 8. Е.Писарева. "Карма, или закон причин и последствий".
Приложение 9. Агни-Йога (Учение Живой Этики).
Приложение 10. Дайзетцу Т. Судзуки " Лекции о дзэн-буддизме".
Приложение 11. Синто (Путь богов).
Приложение 12. Храм Айки в городе Ивама.
Приложение 13. Японские пословицы.
Приложение 14. Глоссарий.
Список литературы.
В В Е Д Е Н И Е
С давних времён религии проповедовали любовь и терпение, а философы учили любить жизнь. Но
сегодня мы сталкиваемся с ростом насилия, которое, как кажется, проникает во все сферы деятельности
человека. Мир полон неразрешимыми противоречиями между другом и врагом, добром и злом, угнетателем и
угнетённым. Насилие используют, чтобы подавить, сломать, уничтожить личность, а, достигнув этой цели, ищут
нового противника. Когда же остановится цикл насилия? Как можно преодолеть разделяющие людей
противоречия? Где сила, уничтожающая боль и страдания?
Пытаясь ответить на эти сложные вопросы, автор обратился к истории Японии, страны, которая
вырастила лучших в мире воинов, которая подняла умение воевать в ранг искусства, но, на ряду с этим, развила
техники воспитания духа и тела человека, накопила огромный опыт в деле воспитания лучших сторон характера
человека.
В истории развития Японии мы видим переход от традиционного искусства борьбы (бу-гэй), исходно
имеющего целью поражение и уничтожение на поле боя, к Пути боевых искусств (бу-до), направленного к
совершенствованию личности человека за счёт соединения разума, тела и духа. С начала XVII века Путь меча
превратил убивающий меч в меч, защищающий жизнь. Этот Путь боевых искусств сходен по сути с Путём
чайной церемонии, Путём стихосложения, Путём каллиграфии, Путём Будды и бессчётным числом других
Путей, которые в чистом виде составляют основу духовного развития японского народа.
Для всех Путей тренировка и дисциплина включает три уровня мастерства: физический,
психологический и духовный. На физическом уровне основу тренировок составляет овладение формой (ката).
Учитель показывает нужную форму, ученик внимательно смотрит и затем повторяет её бессчётное число раз,
пока полностью не овладеет ей. Слова не произносятся и объяснения не даются; обучение зависит от ученика.
При овладении мастерством формы ученик должен соединятся с ней.
Это соединение осуществляется потому, что с самого начала происходят внутренние психологические
изменения. Равномерное, повторное и монотонное повторение проверяет решительность и силу воли ученика, и
при этом уменьшает упрямство, искореняет своевольность и уничтожает дурные привычки тела и разума. При
этом начинают проявляться его или её настоящая сила, характер и потенциальные возможности. Духовное
мастерство неотделимо от психологического, но появляется только после долгого периода интенсивной
тренировки.
Основа духовного мастерства в том, что личное сознание становится безличным сознанием. В любом
боевом и культурном искусстве свободное выражение сознания блокировано собственной личностью. Для Пути
владения мечом ученик должен настолько овладеть формой и ритмом движения, чтобы не допускать
появления открытых мест (суку) для входа противника. Если такое место появляется, то это происходит за счёт
собственно личности. Человек становится уязвимым, как только останавливается на мыслях о получении
преимущества, запугивании противника и достижении превосходства: когда разум хотя бы на момент
останавливается, тело замерзает и свободное непрерывное движение теряется.
Дзэн-буддисский монах Такуан (1573-1645), который был доверенным лицом Ягуи Мунэнори - мастера
меча из дома Ёкугава, написал небольшой трактат "Верный и вездесущий меч тай-а":
"В искусстве владения мечом никогда нельзя замыкаться на победе или поражении, силе или слабости,
на том, чтобы не делать ни шага вперед или назад, чтобы не видеть врага и не быть увиденным им. Постигнув
этот принцип, который важнее чем разделение Неба и Земли, глубин которого не могут достичь даже ин и янь,
человек сразу станет непревзойдённым мастером в искусстве". (Тай-а - это мистический меч, дающий жизнь
всему сущему: действующему за и действующему против, другу и врагу.)
Сам Ягуи Мунэнори подчёркивает значение преодоления личного при постижении искусства владения
мечом. В трактате, известном под названием "Постепенное овладение искусством борьбы" он пишет, что цель
тренировок в боевых искусствах состоит в преодолении шести болезней:
1. желания победить;
2. желания использовать хитрый прием;
3. желания показать себя;
4. желания психологически подавить противника;
5. желания оставаться пассивным, пока противник не раскроется;
6. и, наконец, желания освободится от этих болезней.
Безусловно, физическое, психологическое и духовное мастерство едины. Освобождённое от личности
сознание открыто, изменчиво, гибко, текуче и динамично для тела, разума и духа. Будучи безличным, оно
рассматривает все предметы и всех людей не в перспективе из собственного центра, а относительно, через их
центры. В кругу бесконечного движения каждая точка становится центром Вселенной. Способность видеть всё
сущее вне личности - центральная концепция единства с природой системы Синто - соответствует тому, что
буддисты называют Мудростью, тому, что в своём высшем проявлении не содержит ничего, кроме движения.
Такой взгляд составляет основу всех Путей боевого искусства и культуры по традициям Японии. Айки-
до, созданное гениальным Учителем Морихэем Уэсиба (1883-1969), воплощает эту основу в современных
условиях.
В одной из своих лекций, объясняя слушателям сущность своего искусства, он утверждал:
"Смысл бу-до не в том, чтобы поразить противника с помощью силы или смертельного оружия. Не
предназначено оно и для уничтожения мира оружием или другими средствами. Истинное бу-до призывает к
упорядочению внутренней энергии вселенной, защите мира в мире, концентрированию и сохранению
правильных форм в природе. Тренировка в бу-до способствует усилению внутри моего тела и духа любви к
Ками - божеству, охраняющему, берегущему и совершенствующему всё в природе".
Учитель Уэсиба постоянно подчеркивал, что боевое искусство должно быть созидательной силой,
создающей любовь, в свою очередь ведущую к созидательной, полной жизни. Это может быть сказано и о его
собственном жизненном пути, полностью посвящённом боевым искусствам. В одной из своих последних бесед
он сказал: "Айки-до - это истинное бу-до, вырабатывающее всеобщую любовь. Это защита всех живых существ,
это средство, дающее всему сущему жизнь и определяющее место. Это источник развития не только
истинного боевого искусства, но и основа роста и развития всего сущего".
Айки-до, оставаясь формой традиционного боевого искусства, вырабатывает эту всеобщую любовь
путем интенсивной тренировки тела. Однако тяжёлая физическая работа не может быть отделена от развития
разума и реального духовного роста. Хотя многие люди и не достигнут конечной цели, основной элемент всего
процесса - тренировка, не имеющая ни начала, ни конца. И на таком пути, в самый неожиданный момент,
может появиться понимание сущности Айки-до как жизненного Пути, а не только боевого искусства.
Айки-до в своей сущности выражает реальные явления: плавный поток естественных движений, в
котором скрывается великая сила ки. Цель Айки-до - формирование идеальной человеческой личности за счёт
соединения тела и разума путем интенсивных умственных и физических тренировок и достижения
динамичности, как активного состояния, так и покоя. Духовность основного принципа и рациональность его
воплощения лежат в основе международной известности Айки-до.
В настоящее время Айки-до успешно шагает по свету, завоёвывая всё больше и больше своих
сторонников. Пожалуй, не найдётся ни одной страны мира, где бы ни слышали об этом удивительном методе
самозащиты. Все, кто хоть раз видел выступления мастеров Айки-до, испытывали чувство восторга от красоты и
изысканности их движений. Но вместе с тем у каждого из них возникал закономерный вопрос: как и где можно
овладеть Айки-до?
Многие мастера говорят, что Айки-до невозможно объяснить, что оно живёт в практике О-сэнсэя
Морихэя Уэсибы. О-сэнсэй сам не объяснял своё искусство, а лишь высказывал философские идеи, на которых
оно основано. Его ученики и ученики учеников стали носителями знаний Айки-до, поставив своей задачей
объяснить Айки-до словами, фотографиями и рисунками, интерпретировать философские идеи и дать научное
объяснение этому искусству. Их усилия не пропали даром и заслуживают уважения.
Следует отметить, что все книги по Айки-до, в той или иной мере, несут печать личности автора, его
мотивацию в практике Айки-до, раскрывают его цели, его достижения, его собственную интерпретацию этого
искусства. Само разнообразие стилей и направлений Айки-до в мире говорит о том, что вершины мастерства О-
сэнсэя, глубина познания им законов Вселенной ещё долго будут целью для творческих изысканий его
последователей.
Разнообразие точек зрения на этот вид единоборства вносят неразбериху в сознание тех, кто только
ступает на путь изучения этого искусства. И причина этого одна: практически все книги по Айки-до являются
простым описанием стандартных ситуаций или приёмов без раскрытия, при этом, основ, на которых построены
эти техники, ограничивая философский и энергетический аспекты Айки-до двумя-тремя фразами. Другими
словами, книги по Айки-до раскрывают лишь внешнюю форму этого стиля, но не его глубинную сущность.
Проанализировав имеющие источники, автор решил издать серию методических пособий, которые являются
попыткой объяснить идеи О-сэнсэя о смысле жизни, о любви и мире, идей, которые он передал человечеству
посредством Айки-до. При этом автор стремился показать путь изучения этого великого искусства именно через
глубокое изучение основ, на которых оно стоит. Зная основы, любой человек сможет не только повторить те
приёмы, которые он часто встречает в книгах, но и с лёгкостью изобретать новые. О-сэнсэй говорил: "Техники
Пути Мира (а именно так он называл созданное им Айки-до) постоянно изменяются, каждая ситуация
уникальна, и надлежащий ответ должен приходить естественным образом. Завтрашние техники будут
отличаться от сегодняшних. Не увлекайся внешней формой ситуации. Искусство Мира не имеет формы - оно
есть изучение духа. В конце концов, ты должен будешь вообще забыть о технике. Чем дальше продвигаешься,
тем меньше остаётся догм. Великий Путь - это, на самом деле, Отсутствие Пути".
Данное пособие представляет собой описание основ Айки-до (философских, психологических,
энергетических). Лишь всесторонне изучая мировое наследие философской и религиозной жизни всего
человечества, можно выработать наиболее оптимальную систему взглядов на жизнь человека в обществе. В
основе этой системы, которой О-сэнсэй дал название "Айки-до", лежит глубокая осознанность каждого
движения, каждой мысли, каждого желания, каждой эмоции. Более того, перед айкидокой лежит более трудная
задача: наряду с контролем своего тела и ума он должен держать под контролем ум и тело агрессивного
соперника, стараясь при этом не причинять ему вреда. Автор надеется, что данное пособие поможет тем, кто
поставил перед собой эту непростую задачу – сохранение мира и гармонии.
О Б И С ТО Ч Н И К А Х
Работая над этим пособием, автор использовал мысли и идеи философов, исследователей и практиков
Айки-до, тот богатый материал, который они предоставили для анализа, раздумий и сопоставлений. Хочется с
благодарностью отметить О-сэнсэя Морихэя Уэсибу, его Киссёмару Уэсибу (10 дан Айки-до), лучших учеников
О-сэнсэя Мицуги Саотомэ (10 дан Айки-до), Коити Тохэя (10 дан Айки-до), Морихиро Сайто (9 дан Айки-до),
и многих других.
Для более полного раскрытия глубины и последовательности учения Морихэя Уэсибы автор данного
пособия провёл широкие параллели философских взглядов О-сэнсэя с основными направлениями духовных и
философских течений мира: йоги, даосизма, буддизма, христианства и теософии. В Приложении данного
пособия читатель сможет ознакомиться с частью того духовного наследия, которое принесли люди, жившие в
тот же период с О-сэнсэем, но других странах: Елена Рерих, Елена Писарева, Гитин Фунакоси, Анни Безант,
Дайзетцу Судзуки.
Также в конце этого пособия читателю предоставлен полный перечень использованной литературы, на
которой и построен материал этого пособия.
Глава 1.
ВОЗНИКНОВЕНИЕ АЙКИ-ДО,
ЕГО МЕСТО СРЕДИ БОЕВЫХ ИСКУССТВ МИРА
История развития единоборств насчитывает не одно тысячелетие. Постоянные войны и конфликты
всемерно способствовали развитию специфического искусства - искусства самозащиты. Приёмы самозащиты
знали в Древнем Египте, Древнем Риме, Индии, Китае и во многих других странах.
В войнах прошлого, когда воины были вооружены холодным оружием, рукопашные схватки зачастую
решали судьбу сражений. Поэтому при изучении истории Древнего Египта, Римской империи, Греции находят
документальные свидетельства высокого уровня развития техники борьбы человека с человеком. В большой
мере это относится и к странам Дальнего Востока и Юго-Восточной Азии, где национально-психологические
особенности и, по-видимому, отсутствие тяжёлого рыцарского вооружения в средние века создали
благоприятные условия для пышного расцвета различных воинских искусств, как с оружием, так и без него.
Колыбелью многочисленных и разнообразных по технике и методам восточных видов борьбы и
самообороны является Древняя Индия. Одним из достижений существовавшей свыше четырёх тысяч лет назад
протоиндийской цивилизации было создание уникальной философской системы, системы физического и
духовного развития - йоги.
Йога оказала огромное влияние на последующее развитие боевых искусств Востока. Дыхательные
упражнения йоги, частично в первозданном виде, частично трансформированные китайской системой цигун,
вошли составной частью во многие восточные школы боевого искусства. То же самое произошло с чань-
буддийским вариантом йоги, который получил религиозную окраску.
В древнеиндийских текстах периода написания "Упанишад" (VIII-VI вв. до н. э.) уже встречаются
описания различных боевых приёмов. Так, в "Лотос Сутре" боевые приёмы были систематизированы и
описаны по группам: приёмы воздействия на суставы и жизненно важные точки организма, удары, захваты,
броски.
В течении V и VI веков эти категории приёмов развивались и совершенствовались. Тренировка в боевых
приёмах стала неотъемлемой частью подготовки буддийских монахов. Потребность в самообороне была
действительно высокой, так как Индия того времени - это полтора десятка враждующих княжеств, по
территории которых странствовали сонмы последователей Будды. Их религия запрещала носить оружие, а
потребность защищаться была очень большой. Многие элементы китайских воинских искусств были
заимствованы от странствующих индийских монахов.
Следующий этап в развитии восточных видов единоборств тесно связан с историей и культурой самого
Китая. Древний Китай имел, безусловно, свои национальные методы физического воспитания. Гигиеническая
оздоровительная гимнастика существовала в стране ещё за 2000 лет до н. э. Складывались и самобытные
национальные виды борьбы.
В III веке знаменитый китайский врач Хуа То создал систему гимнастики - так называемую "Игру пяти
зверей", имитирующую движения тигра, медведя, оленя, обезьяны, птицы. Эта гимнастика оказала затем
большое влияние на развитие китайской самообороны, различных стилей у-шу.
В V веке, предположительно в 527 году, индийский монах-буддист Бодхидхарма совершил длительное и
опасное путешествие из Индии в Китай. Он обосновался в древнем монастыре Шаолинь, расположенном в
провинции Хуань в нижней части Янцзы.
Проповедуя буддизм, Бодхидхарма обнаружил, что китайские монахи находятся в плохом физическом
состоянии и не выдерживают многочасовых упражнений в медитации - неотъемлемой части чань-буддизма (яп.
дзэн-буддизма), представителем которого и был Бодхидхарма. Тогда он начал разъяснять монахам доктрину
буддизма: тело и дух неразделимы, и невозможно достичь совершенства, не развивая и не укрепляя тела.
Индийский наставник обучал китайских монахов упражнениям йоги, элементам индийской гимнастики и
самозащиты, сочетая их с национальными китайскими приёмами. По некоторым источникам, Бодхидхармой
были использованы две древние книги по военному искусству "И-цин-цинь" и "Синь-су-цинь". Так постепенно
сформировались основы шаолинсы-цюань-шу - китайского бокса стиля Шаолинь. Китайский бокс цюань-шу
(японское название - кэмпо) стал основной частью, ядром у-шу - китайской народной системы физического
воспитания и боевой подготовки.
Приёмы у-шу развивались по двум основным направлениям: канг-фа, в котором практиковались
преимущественно удары и блоки, и чоу-фа, в котором разрабатывались различные броски, захваты и болевые
приёмы.
Большое влияние на формирование и развитие школ у-шу оказала практика религиозного даосизма. Так
считается, что даосский монах Чжан Саньфэн, живший во время правления династии Южная Сун (1127-1279
гг.) создал тайцзи-цюань, один из наиболее известных в настоящее время "внутренних" стилей у-шу. Легенда
гласит, что он сформулировал свои принципы, наблюдая за схваткой цапли и змеи. Согласно легенде, в
плавных, мягких защитных движениях змеи и птицы он увидел воплощение даосской идеи достижения победы
путём уступок.
К XVI-XVII векам у-шу распространилось за пределы Китая. Приблизительно в середине XVII века
приёмы у-шу проникают в Окинаву и в Японию, где стимулируют развитие окинавского каратэ (в старом
прочтении переводилось с японского как "китайская рука") и японского дзю-дзюцу.
Что касается Японии, то первые упоминания о японской борьбе есть в Нихон Соку - японских хрониках.
Легенды же гласят, что право жить на своих островах японцы заслужили благодаря победе бога Такэмикадзуки
над вождём враждебного племени в схватке по борьбе.
Национальная борьба сумо - один из самых популярных видов спорта в Японии. Раньше сумо служило
средством подготовки воинов. Из сумо выделились различные боевые приёмы, которые практиковались
самураями как средство нападения и самозащиты. В дальнейшем постепенно складывались более гуманные
правила соревнований.
В XVII веке Япония имела сформированные на базе приёмов сумо оригинальные системы самозащиты:
"Когосоку-косино-мовари", которую создал борец Такеноути Хисамори, и "Явара" - предположительный автор
Секигуди Дзюсин. К этим родоначальным формам самообороны была добавлена эффективная техника
китайских стилей у-шу.
Здесь следует отметить, что все системы единоборств развивались в строгой секретности. Например,
каждый клан самураев имел, на ряду со своей символикой, и свой стиль дзю-дзюцу. И лишь в конце ХІХ века,
после буржуазной революции, единоборства стали достоянием всех желающих их изучать. Самураи, потеряв
свою власть, величие, право ношение оружия, а также средства к существованию, стали обучать единственному,
что они умели - убивать. А в начале ХХ века в Японии было созданы такие ныне популярные стили единоборств
как каратэ-до (в нынешнем прочтении переводится как "путь пустой руки" и в настоящее время имеет
множество направлений и стилей) и дзю-до.
Что же касается Айки-до, то оно, по существу, современное выражение Японских боевых искусств (бу-
до). Его ортодоксальность в том, что оно основано на духовных и боевых традициях древней Японии, впервые
упоминаемых в исторических трудах и художественной литературе VIII века - произведениях "Кодзики"
(Летопись событий древности) и "Нихон ги" (Хроника Японии). Это не значит, что Айки-до слепо следует
традициям древних боевых искусств, просто сохраняя и поддерживая их исходную форму в современных
условиях.
Древние боевые искусства имеют историческую и культурную основу, берущую начало в сражениях
гражданской войны, и формализованную как бу-до, Путь боевых искусств, в период правления династии
Токугава (1603-1868). Они должны быть правильно поняты и приняты. В своей исходной форме они
неприемлемы для современных людей и им нет места в современную эпоху, которая для Японии началась с
восстановления династии Мейдзи в 1868 г.
Основатель Айки-до, Учитель Уэсиба Морихэй, живя в бурное время модернизации Японии, посвятил
себя созданию боевого искусства, которое отвечало бы потребностям обычных людей, но не было бы
анахронизмом. Действия Учителя Уэсибы были основаны на следующих принципах: огромная любовь к
традиционным боевым искусствам, забота о том, чтобы они не были неправильно поняты, и глубокое желание
дать новую жизнь духовному качеству бу-до. Он шёл к этой цели долгим путём, основанным на постоянной
тренировке в боевых искусствах с целью пронести истины бу-до через события современной истории Японии.
Учитель Уэсиба, безусловно, считал, что истинный дух бу-до не может быть связан с атмосферой
конкуренции и борьбы, когда доминирует грубая сила и первостепенная цель - победа любой ценой. Он
считал, что этот дух должен быть постигнут в процессе совершенствования человека, как телесного, так и
духовного, за счёт накопления опыта и тренировки на основе духа боевых искусств. Для него только такое
истинное проявление бу-до имело право на существование в современном мире, находясь вне отдельной
культуры или эпохи. Его цель, глубоко религиозная по сущности, сводится к одному положению: соединение
фундаментальной созидательной силы ки, пронизывающей вселенную, и индивидуальной ки, неотделимой от
энергии дыхания каждого отдельного человека. При постоянной тренировке тела и разума достигается
состояние гармонии индивидуальной и универсальной ки, которое проявляется в динамичном движении потока
энергии ки, свободного и текучего, неразрушимого и неуязвимого. Это сущность боевых искусств Японии,
включенная в Айки-до.
Гениальным Учителем Уэсиба, который сформулировал первый принцип бу-до как постоянную
тренировку тела и разума, являющуюся основой духовного развития человека, этот принцип был воплощён в
соответствующее боевое искусство, Айки-до. Сейчас Айки-до - боевой дисциплиной, наиболее подходящей для
нашего века, - занимается бессчётное количество людей - представители всех уровней и классов общества.
Определение Айки-до как современного бу-до вовсе не означает, что оно приобрело черты, характерные
для других "осовремененных" форм бу-до, таких как дзю-до, карате и кен-до. В то время как Айки-до развивает
духовные аспекты боевых искусств на основе тренировки тела и разума, другие направления основаны на
соревновании и турнирах, что подчеркивает их силовую природу, обеспечивая тем самым для них место в
мире спорта.
Айки-до, напротив, отказывается стать соревновательным видом спорта и отвергает все формы
соревнований и турниров, включая деление на весовые категории, классификацию по числу побед и
награждение победителей. Такие вещи рассматриваются лишь как поощрение эгоизма, развитие
самоуверенности и неуважения к другим. Великая сила толкает людей на занятия спортивными боевыми
единоборствами - каждый хочет быть победителем, но нет ничего более страшного для бу-до, безусловная цель
которого состоит в освобождении от личного, постижении безличного и истинно человеческого.
Сказанное не должно рассматриваться как критика других боевых искусств, становящихся современными
видами спорта. Такое направление было исторически наиболее перспективно для их сохранения, особенно в
Японии после Второй Мировой войны, когда все боевые искусства развивались под руководством бывших
оккупационных сил. Даже в качестве спорта эти боевые искусства привлекали множество людей, как в качестве
участников, так и болельщиков. Это положительный момент, поскольку нельзя отрицать, что молодёжь в
боевых искусствах особенно привлекают соревнования и турниры, выявляющие лучшего бойца. Несмотря на
эту тенденцию развития, Айки-до отказывается присоединиться к такой системе классификации и остаётся
верным исходному положению бу-до: тренировке и развитию духа.
В мире Айки-до иногда раздаются отдельные голоса, призывающие к введению турниров, которые
аргументируют это необходимостью привлечь большее число занимающихся, чтобы сохраниться в
современное время. Фактически, некоторые занимающиеся Айки-до создали самостоятельные школы,
пропагандирующие "соревновательное Айки-до". Это серьёзное дело, поскольку превращение Айки-до в
другую форму современного спорта могло бы привести к его включению в национальные спортивные
программы и в будущем, возможно, в программу Олимпийских игр.
Айки-до чётко отграничивается от подобных мыслей по очевидной причине: задача Айки-до - сохранение
основ бу-до и духовное развитие боевого искусства в соответствии с первым принципом бу-до,
сформулированным Учителем Уэсиба: постоянная тренировка тела и разума как основной путь
духовного развития человека.
Традиции бу-до входят в полное соответствие с идеалами Основателя и его положением о Пути,
стремление к этому должно пересиливать все остальные соображения. Истинная причина сохранения Айки-до в
современном мире именно в его соответствии идеалам Учителя Уэсиба, несмотря на то, что люди могут
рассматривать его только как ещё одну форму искусства боевых единоборств.
Уникальное положение, занимаемое Айки-до и чётко отделяющее его как от классического бу-до, так и
от его современных форм, не может быть правильно понято на основе сложившихся у людей стереотипов
боевых искусств. Этот факт, как и наличие базовых форм и движений, характерных только для Айки-до, может
создавать некоторые трудности в популяризации этого искусства.
Рано или поздно все занимающиеся задают вопрос: "Что есть Айки-до?". Даже опытные ученики
затрудняются дать прямой ответ. Более того, люди, которые видят движения и приемы Айки-до впервые,
бывают разочарованы или настроены скептически, у них появляются многие вопросы и сомнения. Такие люди
могут быть отнесены к одной из двух групп.
Первая группа включает тех, кто рассматривает Айки-до с точки зрения определенных представлений о
боевых искусствах, сформировавшихся на основе прочитанного или услышанного. Наблюдая показательные
выступления по Айки-до, они по существу оказываются разочарованы, поскольку ожидают демонстрации
грубой силы, единоборства, насилия и даже смертельных приёмов. С первого взгляда Айки-до с его
красивыми плавными движениями кажется ненасильственным и даже пассивным. Часто раздаются такие
комментарии как: "Всё кажется заранее запланированным и похожим на балет", "В движениях нет переломного
момента, высшей точки", "В критической ситуации это было бы неэффективно", и т.д. Эти критические
высказывания вполне понятны - они исходят в основном от молодых людей, ищущих острых ощущений победы
и завоевания, или от тех, чьи стереотипы боевых искусств состоят из стрельбы, ударов, пинков, нанесения
ранений и уничтожения людей.
Во вторую группу входят те, кто познакомился с современными формами боевых искусств, особенно с
соревновательными формами, и рассматривает Айки-до с точки зрения соревнования. Их критические
высказывания разнообразны: "Почему в Айки-до нет турниров на звание чемпиона, как в дзю-до, карате и кен-
до?", "Почему оно ограничено показательными выступлениями, хотя одна лишь их демонстрация производит
очень сильное впечатление?", "Из-за отсутствия соревнований невозможно отличить более сильного от более
слабого, различить новичков и опытных учеников", "Без соревнований никто не будет серьёзно заниматься и
тренироваться". Опять же, эти критические высказывания понятны, поскольку люди хотят видеть у кого лучше
техника и кто сильнее.
Еще один наивный, но часто задаваемый вопрос: "Может ли тот, кто изучил Айки-до, выиграть
схватку?" Все эти вопросы и критические высказывания упрощены и поверхностны, они показывают
игнорирование основного принципа Айки-до и неправильное понимание основной черты боевых искусств:
тренировки духа. Если человек, неспособный к самовоспитанию, хочет показать свою физическую силу, и
занятия Айки-до привлекают его только для техники борьбы, то его попросят уйти. Без реальных занятий Айки-
до, включающих терпение и овладение опытом, попытки ответить на возникающие вопросы не дадут полного
удовлетворения.
Реальные занятия Айки-до - это единственный способ постичь его значение и получить какие-либо
явные или неявные преимущества. Для большинства занимающихся Айки-до характерен такой процесс -
начав с сомнений и вопросов, но, приступив к практическим занятиям, они постепенно вникают в методы и
сущность Айки-до. Затем они начинают ощущать его непреодолимое притяжение и, наконец, в какой-то мере
познают его бездонную глубину. Тот, кто прошёл этот процесс, познаёт некоторые стороны Айки-до как
уникального боевого искусства.
Во-первых, он будет удивлен. Несмотря на кажущуюся "мягкость" на показательных выступлениях, оно
может быть действительно "жестким", резким и динамичным, с мощными болевыми замками кисти и прямыми
ударами (атэми). В противоположность возможным представлениям, оно включает некоторые удушающие
приемы, в частности, предназначенные для того, чтобы обезоружить противника и взять его под контроль.
Затем он будет поражён, узнав насколько, даже на уровне новичка, сложно овладеть базовой техникой и
движениями, такими как страховки при падении (укэми), правильное определение расстояния (ма-ай), вход
(ирими) и другие движения корпуса (таи-сабаки). Фактически всё тело, не только руки или ноги, должно
непрерывно скоординировано двигаться, причём в движениях должны быть скорость, размах и мощность. Для
того чтобы выполнять движения быстро и мягко, требуется очень высокая степень концентрации и свободы
сознания, сбалансированность и рефлекторность движений.
Он осознает также значение регуляции дыхания, включающей нечто большее, чем нормализацию
дыхания - связь с энергией ки. Мастерство дыхательной силы лежит в основе каждого перемещения и действия
и даёт непрерывный поток движения. Более того, как мы увидим далее, оно непосредственно связано с
философскими аспектами бу-до, разработанными Учителем Уэсиба.
Наконец, по мере совершенствования ученика, будет удивлять бесконечное количество приёмов с
разными вариациями и применением, отличающихся рациональностью и экономичностью движений. Только
после овладения сложными движениями Айки-до он поймёт центральное значение ки - как индивидуальной
энергии, так и энергии Вселенной. И затем он начнёт ощущать глубину и сложность Айки-до как боевого
искусства.
Короче говоря, только реальные занятия Айки-до могут дать полное понимание основной сущности
бу-до - постоянная тренировка тела и разума как основной путь духовного развития человека. Только тогда
можно полностью понять отказ от соревнований и турниров и пользу показательных выступлений, цель
которых - показать процесс постоянной тренировки, а не утвердить свою личность.
Но вернёмся снова в Японию. Термин "Айки-до" появился в Японии примерно в 1942 году. О-сэнсэй
Морихэй Уэсиба неоднократно менял название своей школы, пока не остановился на таком коротком, но очень
ёмком слове – "Айки-до". Ниже мы рассмотрим те основные вехи в жизни О-сэнсэя, которые привели его и его
Айки-до к мировой славе.
1902 год. Молодой Уэсиба приезжает в Токио, где начинает заниматься торговлей. Вечерами он
занимается дзю-дзюцу в Тэнсин Синъё-рю (по другим источникам в Кито-рю) и фехтованием в Синкагэ-рю. Эти
тренировки не продолжались долго, но даровали Уэсибе намёк на его истинное призвание - путь воина духа. В
этом же году Уэсиба добился того, что его призвали в армию (сначала ему отказывали в виду его слабого
здоровья и малого роста, но регулярными физическими занятиями он довёл своё тело до нужного состояния).
1903 год. Проходя службу в резервных частях под Осакой, Уэсиба записался в до-дзё Масакацу Накаи в
пригороде Сакаи, где занимался там в дни увольнений. Накаи был выдающимся мастером боевых искусств и
преподавал Ягю-рю дзю-дзюцу в сочетании с приёмами фехтования мечом и копьём. В это же время Уэсиба
занимался ещё у одного учителя по имени Цубой.
1908 год. Уэсибе было выдано свидетельство о праве преподавания Гото-ха Ягю-рю дзю-дзюцу, и он
сразу открывает своё до-дзё.
1915 год. На острове Хоккайдо Уэсиба знакомится с Сокаку Такэда (1860-1943). Такэда был величайшим
мастером бу-до, потомком клана Айдзу, самого воинственного клана самураев. В своих постоянных поединках с
другими мастерами Такэда обошёл всю Японию, при этом, не упуская случая научиться чему-нибудь новому.
Результатом накопленного Такэдой опыта стало создание нового направления, которое Такэда назвал Дайто-рю
айки-дзюцу. Как только Уэсиба увидел в действии искусство Такэды, он сразу записался на десятидневный курс,
а по его окончании ещё на один. Но по прохождении второго курса Уэсиба продолжает ещё в течение семи лет
брать уроки у этого мастера. А в 1922 году Такэда выдал Уэсибе диплом полноправного учителя Дайто-рю.
1920 год. Уэсиба переезжает в Аябэ, где преподаёт своё искусство в религиозной организации Омото-кё,
членом которой он стал в 1919 году. Глава Омото-кё Ванисабуро Дэгути любил и уважал Уэсибу и наделил его
большой властью и ответственностью. Дэгути говорил ему: "Ты должен сделать бу-до своей жизнью. Ты
обладаешь силой сдвигать горы. Так делай это!" Следуя его совету, Уэсиба открыл школу боевых искусств -
"Школу Уэсибы". Он учил главным образом тех, кто имел какое-то отношение к Омотэ-кё, но его слава
мастера боевых искусств очень быстро распространилась среди остальных. Он очистил и обработал участок
земли рядом с основным залом Омото-кё, вёл независимую жизнь фермера и воплощал в жизнь свою идею о
непременном единстве бу-до и фермерства. Ключевым моментом в его поисках истинного духа бу-до стало
изучение котодамп, духовных функций, которые выполняют звуковые колебания, и постепенно он приходит к
объединению духа, разума и тела. Помимо этого Уэсиба много тренируется по ночам на открытом воздухе с
копьём и мечом. Он развесил на ветвях деревьев, окружающих до-дзё, мячи, сделанные из губки, и с их
помощью быстро достиг совершенства в работе с копьём.
1923 год. Уэсиба официально называет своё искусство Айки Бу-дзюцу. Айки Бу-дзюцу - это буквально
вливание духа в классические движения боевых искусств. "Дзюцу" - это "техника", в отличие от которой "до"
означает "путь" или "метод".
1925 год. Вернувшись в Японию с острова Хоккайдо, куда Уэсибу направили на освоение новых земель,
он вновь занялся искусством фехтования на мечах. Он работал день и ночь, используя свои собственные
уникальные методы физической тренировки и духовного очищения. И по мере достижения более высоких
уровней в своей практики искусства боя он развил почти сверхчеловеческие способности. В кульминационный
период особенно интенсивной тренировки, в процессе медитативно-очистительной практики, он пришёл к тому,
что искал всю свою жизнь. В тот момент, когда дух Вселенной окутал его тело мерцающим золотым светом, он
постиг сущность ки (универсальной жизненной силы). Он глубоко осознал процессы Вселенной и теперь знал,
что источником бу-до является дух, который защищает всё вокруг. "Бу-до - это не поражение противника за
счёт своей силы, - говорил он, - и это не инструмент, который приведет мир к разрушению с помощью оружия.
Следовать истинному бу-до - значит принять дух Вселенной, поддерживать мир на Земле и правильно
создавать, защищать и развивать всё, что существует в природе".
Осенью этого же года, когда в Токио распространились слухи о "волшебнике из Аябэ" (так стали
называть Уэсибу после его встреч с мастерами бу-до), Уэсиба встретился с адмиралом Такэсита. Такэсита
покровительствовал Дзигоро Кано (1860-1938) и Гитину Фунакоси (1868-1957), а теперь и Уэсибе. Такэсита
организовал в Токио демонстрацию искусства Уэсибы для избранной группы высокопоставленных сановников.
Эта демонстрация стала настоящим потрясением. В результате Уэсибу пригласили провести трёхнедельные
курсы во дворце Аояма, на которых занимались мастера дзю-до и кэн-до самого высокого уровня. Хотя семинар
прошёл успешно, официальные лица запретили участие Уэсибы в каких-либо организованных государством
мероприятиях по причине его тесной связи с Ванисабуро Дэгути, главой организации Омото-кё. (Более
подробно об этом читайте в Главе 5 о философских основах Айки-до). Оскорблённый подобными намёками,
Уэсиба вернулся в Аябэ. Однако Дэгути убедил его в том, чтобы он расстался с Омото-кё и начал двигаться
собственным, уникальным путём. Дэгути напомнил Уэсибе: "Подлинным предназначением твоей жизни
является распространение по всему миру истинного смысла бу-до".
1927-1931 годы. Уэсиба переезжает в Токио, где преподаёт в нескольких до-дзё. Учениками Уэсибы были
высокопоставленные военные и морские офицеры, аристократы и состоятельные бизнесмены.
1930 год. Благодаря поддержке многих сторонников, Уэсибе удалось расширить временные
тренировочные помещения, включив площадь с матами размером более 1400 квадратных футов. Этот
тренировочный зал был назван "До-дзё Кобукан" ("Зал Величественных Боевых Искусств") и находился он в
районе Вакамацу в Синдзюку (Токио). (До-дзё - это место, где изучается Путь; кобукан говорит о поиске
истины с помощью выхода за пределы обычного человеческого сознания.) В этом же году до-дзё посетил
основатель Кодокан дзю-до, профессор Дзигоро Кано. Кано неустанно объяснял своим ученикам в Кодокане
("Институт Изучения Пути", главный до-дзё дзю-до), что ключом теории дзю-до является следующее: "Когда
партнёр подходит, встречай его; когда он отходит, провожай его". Уэсиба говорил своим ученикам то же самое,
и он практически продемонстрировал подобное мужество, независимо от применяемой по отношению к нему
атаки. После демонстрации Кано отправил Уэсибе восхищённое письмо и попросил его позаниматься с
несколькими лучшими учениками Кодокана. В Школу Уэсибы стали приходить многие молодые дзюдоисты.
Одним из них был Кэндзи Томики, руководитель клуба дзю-до университета в Васэде. Потом Томики создал
новую ветвь Айки-до, стиль Айки-дзюцу, который включал соревнования. Тогда же учеником Уэсибы стал Годзо
Сиода, который в последствии стал основателем стиля Йосинкан Айки-до.
1931-1935 годы. Уэсиба стал учителем бу-до для элиты страны. Он преподавал во всех главных военных
академиях Токио, давал уроки членам императорской семьи (сам Император не занимался боевыми
искусствами, но его братья учились у Уэсибы) и часто ездил в Осаку, обучая там полицейских и военных.
1932 год. 13 сентября создана Ассоциация развития Бу-до (Бу-до Сэн-ё Кай), президентом которой стал
Уэсиба.
1933 год. Уэсиба издал своё первое руководство "Бу-до Рэнсю", которое распространялось в узких
кругах.
1935-1938 годы. Уэсиба преследуется правительством за связи с организацией Омото-кё (Уэсиба
возглавлял ассоциацию Дай-Нихон Бу-до Сэн-ё Кай, основанную в 1932 году для поощрения изучения боевым
искусствам среди членов Омото-кё). Было арестовано более 500 членов организации. Но глава организации
Омото-кё Ванисабуро Дэгути убедил власти в том, что Уэсиба не был членом внутреннего ядра организации, и
после напряжённого периода неопределённости Уэсиба вновь смог вернуться к публичному преподаванию.
1938 год. Уэсиба издал вторую книгу - "Бу-до".
1940 год. Кобукан был реорганизован в Общество Кобукай. В этом же году был организован Комитет
содействия Бу-до. Председателем Комитета стал министр социального обеспечения, а Уэсиба был назначен его
членом.
1941 год. Война принесла Уэсибе огромное напряжение. Он выражал недовольство жестокостью и
невежеством многих представителей вооружённых сил, а позже признавался своим ученикам, что испытывал
отвращение в необходимости преподавания в Академиях шпионажа и военной полиции. Насилие и разрушения
войны представляли собой полную противоположность задаче и цели истинного бу-до: воспитания и содействия
жизни.
1942 год. Когда война стала набирать силу, Уэсиба был сильно обеспокоен несоответствием между его
представлениями о мировом сотрудничестве и действительным положением вещей. Вместе со своей женой
Хацу он отправился в городок Ивама в префектуре Ибараки и ещё раз занялся расчисткой земли для её
возделывания. Здесь он построил до-дзё на открытом воздухе и Храм Айки (Айки Дзинзя), духовный центр всего
движения, где почитаются синтоистские боги, к которым Уэсиба относился как к защитникам Айки-до, и
который должен был служить духовным убежищем (более подробно смотри Приложение). В то время он
сказал: "Среди военных появляется всё больше и больше людей, безответственных и неразборчивых в
применении своей силы. Они забывают о том, как важно помогать людям, облегчать их страдания. Скопище
глупцов, они приходят с напыщенным видом, демонстрируя свою жестокость, свою ограниченность и
бессмысленное уничтожение жизни. Какой идиотизм идти против природы, против Воли Ками!"
Уэсиба говорил: "Путь бу-до заключается в том, чтобы влить новую жизнь в изначальную универсальную
жизненную силу, которая даёт рождение всему. Для истинного бу-до важны гармония, любовь и
обходительность, но тех, кто сегодня стоит у власти, интересует только игра с оружием. Они искажают бу-до,
представляя его как орудие борьбы за власть, жестокости и разрушения, и для этой цели они хотят использовать
меня. Я устал от их глупости. Я не собираюсь позволять им превратить меня в своё орудие. Я не вижу другого
пути, как уйти от мира".
Уэсиба строго придерживался своих убеждений и учил всех, кто хотел слушать: "Путь бу-до - в поиске
союза бу-до с занятием сельским хозяйством. Важно действительно осуществить на практике создание
жизненной силы с помощью Такэмусю Айки" ("Осознанное Айки").
Во время и после Второй мировой войны Уэсиба посвятил всего себя сельскому хозяйству и поискам
совершенства в соответствии с идеалами Такэмусю Айки. В его сердце постоянно жила вера, что путь бу-до - это
путь сострадания, что задача истинного самурая - обеспечить мир и защиту жизни на Земле. Исполненный
печали из-за страданий и разрушений, которые принесла война, он много часов проводил в молитвах. Уэсиба
достиг уровня духовного осознания, который был доступен очень немногим, но, несмотря на это, он продолжал
свои поиски силы, которую несёт истина. Не имея фактически никаких доходов, он жил в крайней бедности, но
продолжал тренировать тело и дух и обрабатывать землю.
1945 год. Япония капитулировала. Оккупационные власти запретили все виды боевых искусств (кроме
каратэ). Организация Кобукай была распущена.
1948 год. Уэсиба и его последователи вновь объединились. До-дзё вместо "Кобукан до-дзё" было
названо по имени Основателя Айки-до "Айкикай" и его возглавил сын Основателя Киссёмару Уэсиба. Опять
возобновилась его активная работа, и учение Айки-до стало быстро распространяться среди населения. Уэсиба,
которого теперь уважительно называли О-Сэнсэй (Великий Учитель), продолжал жить в Иваме. Руководя
жизнью до-дзё и занимаясь земледелием и продолжая в то же время постоянно тренироваться и молиться за мир
во всем мире. Время от времени он по приглашению своих учеников приезжал в Токио, где читал лекции о
принципах Айки-до и обучал его техникам.
А вскоре был снят запрет на бу-до.
В этом же году правительство Японии в лице Министерства просвещения формально признала новую
организацию - Общество Айкикай (Дзайдан Ходзин Айкикай) - как единственную официальную
государственную организацию, занимающейся развитием искусства Айки-до. Морихэй Уэсиба назначил своего
сына, Киссёмару, ответственным за все вопросы, связанные с управлением организацией и распространением
искусства. Сам же Уэсиба остался в своей загородной резиденции, где он мог целиком посвятить себя
собственно развитию Айки-до.
1950 год. Начались регулярные занятия Айки-до в Айкикай. В этот период японские учителя внедрили
Айки-до во Франции и на Гавайях, а к середине пятидесятых годов в Токийском до-дзё постоянно занимались
представители самых разных стран со всего земного шара.
1955 год. В сентябре этого года на крыше одного из универмагов прошла первая публичная
демонстрация Айки-до. Это было достаточно примечательное событие, поскольку до этого Уэсиба отказывался
выступать для публики. Это было правилом всех старых мастеров.
1960 год. Японское правительство наградило Уэсибу Медалью Чести на Алой Ленте. (Честь такого
награждения принадлежит тем, кто совершил выдающийся вклад в развитие просвещения, искусства,
изобретательства, творчества и т. д.)
1961 год. Уэсиба отправился на Гавайи, чтобы торжественно открыть Айкикай до-дзё в Гонолулу.
1969 год. 26 апреля Морихэй Уэсиба скончался. В этот же день японское правительство наградило его
орденом Священного Сокровища, самой высокой наградой из множества других, которые он получил за
основание и развитие Айки-до.
За два дня до смерти он поднял своё хрупкое тело и сел, потом окинул взором собравшихся вокруг него
учеников и сказал:
"Вы не должны беспокоиться об этом старом человеке. Любая физическая жизнь имеет свои границы.
Следуя природе, физическое существование должно меняться, но дух никогда не умирает. Скоро я войду в
духовный мир, но пока я хочу защитить этот мир. Теперь это будет вашей задачей. - Он погрузился в глубокую
медитацию, потом продолжал: - Все мои ученики должны помнить, что я не создавал Айки-до. Айки - это
мудрость Бога; Айки-до - Путь созданных им законов".
Последним указанием, которое Уэсиба дал своим ученикам, стали слова: "Айки-до предназначено для
всего мира. В нём нет места ни личным, ни разрушительным целям. Неутомимо тренируйтесь, чтобы
принести благо всем".
После смерти О-сэнсэя Айки-до претерпело большие изменения. На сегодняшний день существует
огромное число направлений, так или иначе связывающих себя с этим видом искусства. Вот лишь некоторые из
них.
Айкикай Со Хомбу - стиль, основанный О-сэнсэем, который возглавлял его сын КиссёмаруУэсиба (1921-
1999), а сейчас внук О-Сэнсэя - Моритеру Уэсиба. Этот стиль продолжает традиции основателя Айки-до, хотя
за последнее время его техники довольно сильно изменились.
Ивама-рю - является частью системы Айкикай, хотя имеет ярко выраженные отличия стиля. Имеет
собственное название по имени додзё его создателя г-на Морихиро Сайто. Сайто-сэнсэй был долгое время
ути-деши О-сэнсэя, начиная с 1946 г. и до самой смерти. Многие считают, что Сайто-сэнсэй был учеником,
который провёл самое большее время непосредственно с О-сэнсэем. Сайто-сэнсэй говорит, что он пытается
сохранить и изучать это искусство точно так, как он учился у Основателя. Технически Ивама-стиль похож на
Айкидо Уэсибы начала 50-ых, когда он изучал Айки-до в Ивама-додзё, в котором отдается большое
предпочтение тренировке с оружием.
Айкидо Школы Уэсиба (ASU) - этот стиль Айки-до разработан г-ном Мицуги Саотоме. Сейчас ASU
объединены с Айкикай, хотя долгое время были независимые организации с независимым развитием. Саотоме-
сэнсэй весьма разносторонне подходит к Айки-до, включая в свою практику как сильные и жёсткие формы, так
и мягкие, абстрактные упражнения для развития чувствительности. Уделяет значительное внимание работе с
оружием.
Йосинкай Айки-до - стиль мастера Годзо Сиода (1915-1994). Сиода был учеником Уэсибы, но перед
Второй мировой войной основал свою школу Айки-до, дав ей название по стилю дзю-до, которым руководил
его отец. Этот стиль Айки-до относится к так называемому "жёсткому" направлению и им охотно пользуются
полицейские многих стран. В отличие от многих других организаций Йосинкай всегда поддерживала дружеские
отношения с Айкикай как при жизни, так и после смерти О-сэнсэя.
Йосэйкай Айки-до - стиль, основанный мастером Минору Мотидзуки (род. 1907). Мотидзуки обучался у
Дзигоро Кано и Морихэя Уэсибы. Мотидзуки разработал также систему бу-до, которая включает элементы
Айки-будо, каратэ, дзю-до и Айки-до. (Соединить Айки-до и дзю-до пытался ещё один мастер, Кэндзи Томики
(1900-1979), но это не принесло особого успеха, так как шло в разрез с заветами Уэсибы).
Ниппон Кан - основано Гакки Хомма, одним из последних ути-деси О-сэнсэя. Хомма-сэнсэй обучает в
очень традиционной манере с подчеркиванием точности во взаимодействии и технике.
Одно из самых значительных разделений мирового Айки-до произошло в 1974 году, когда Коити Тохэй,
будучи Главным Инструктором Айкикай, ушёл из этой организации и основал Ки но Кенкикай, чтобы изучать
Айки-до с сильным акцентом на понятие Ки. С этого времени между традиционными школами Айки-до и
направлением Ки-айки-до поддерживались очень малые взаимодействия. Все школы Ки-айки-до подчеркивают
свою самостоятельность, даже в тех случаях, когда существуют небольшие контакты между некоторыми
стилями.
Син Син Тоицу Айки-до - стиль, основанный мастером Коити Тохэем (род. 1920). Этот стиль относится
к так называемому "мягкому" направлению, в нём упор делается именно на энергетическое начало человека.
Тохэй-сэнсэй придавал большое значение пониманию концепции Ки, развивая этот аспект в применении к
повседневной жизни и здоровью. Этот стиль является одним из самых мягких стилей Айки-до и характеризуется
текучими перемещениями, которые часто включают прыжки или остановки, что редко встречается в других
стилях. Большинство школ первоначально не занимаются практическим физическим приложением техник,
считая их упражнениями, предназначенными для разработки способностей объединения ума и тела. Однако эти
же принципы применимы и к самозащите и для более глубоких целей обыденной жизни.
Чин Будо Кай - эти стили возглавляет Сизуо Имадзуми, находящийся в Нью-Йорке. Имадзуми-сэнсэй
был ути-деси в Айкикай в 1964 г. Большинство своих тренировок он провёл с Коити Тохэем и, следуя его
настроениям покинуть Айкикай, Имадзуми-сэнсэй стал Главным Инструктором Ки Обществ США. Имадзуми-
сэнсэй позднее покинул КНК и основал Чин Будо Кай в 1989 г. Этот стиль имеет очень обширную программу,
включающую Ки и Айки-до тренировки, а также весьма разнообразное оружие.
Кокикай - основан Шизуя Маруяма, который был Главным Инструктором Ки Общества США. Уходя из
Ки Общества, он основал Кокикай. Этот стиль представляет мягкую форму Айки-до, концентрирующуюся на
достижении максимальной эффективности при использовании минимальных усилий. В стиле используются Ки,
тренировка с формулировкой принципов, отличных от КНК, связанные в основном с различиями тестов для
низких уровней.
Сейдокан - основан Р. Кобаяси. Кобаяси-сэнсэй был Главным Инструктором КИ Общества Южной
Калифорнии и студентом Тохэй-сэнсэя. Покидая Ки Общество в 1981г., он сформировал Сейдокан, который
позднее вновь присоединился к Айкикай. Стиль характеризуется малыми перемещениями при исполнении
техник.
Существует ещё множество стилей Айки-до или его аналогов, которые не имеет смысла перечислять
ввиду их малоизвестности на територии нашей страны. Но не это главное. Главное то, что сказал О-сэнсэй:
"Если ты постигнешь какой-либо принцип, то сможешь взять его на вооружение. Применив что-либо на
практике, поразмышляй о своих усилиях. Так и продолжай всё время".
Глава 2.
ПРОБЛЕМА ТЕРМИНОЛОГИИ В АЙКИ-ДО
Прежде чем мы приступим к рассмотрению основ Айки-до, проанализируем вначале термины и понятия,
которыми оперируют при изучении как Айки-до, так и других единоборств.
А начнём мы с самого термина "Айки-до". Слово "Айки-до", при всей своей внешней простоте, кроет в
себе глубочайший пласт культуры Востока, которая в корне отличается от нашей, западной. Морихэй Уэсиба
был глубоко верующим человеком. То искусство, которое он назвал "Айки-до" - это итог в большей степени не
физических, а духовных исканий. Сам Уэсиба называл своё искусство не иначе как "Искусство Мира". На
Западе термин "Айки-до" переводят по-разному: "Метод взаимодействия с ки", "Путь слияния с ки", "Метод или
путь (до) к Координации или Гармонии (ай) Жизненной энергии Духа (ки)" и т. д. Уэсиба писал по этому
поводу:
"Поскольку слово "гармония" (ай) созвучно слову "любовь" (ай), я решил дать своему уникальному бу-до
название "Айки-до". Слово "айки" - очень древнее, но я вкладываю в него совершенно иной смысл, чем воины
древности.
Айки - это не приёмы боя или нанесения поражения врагу. Это путь, ведущий к установлению мира во
всём мире и объединению всех людей в одну семью".
В настоящее время существует множество учебных пособий по Айки-до. В каждом из них мы можем
найти описание так называемых приёмов. В основном эти приёмы повторяются в каждом пособии (хотя и несут
иногда налёт субъективности автора пособия), делая пособия похожими друг на друга как братья-близнецы. При
детальном рассмотрении приёмы представляют собой описания более-менее стандартных ситуаций, которые
теоретически могут возникнуть в поединке между противниками. Как правило, авторы пособий предоставляют
своим последователям набор из 20-50 приёмов в виде рисунков или фотографий (иногда даже без письменных
комментариев к ним) и краткий экскурс по биографии Морихэя Уэсибы. Предоставив такой материал, авторы
обязательно укажут на то, что общее число приёмов составляет от 3 до 10 тысяч (в зависимости от автора),
предоставив читателю самому домысливать их содержание и их применение. Сейчас же мы обратимся к
самому термину "приём".
Если рассматривать понятие "приём" в контексте единоборств, то мы получим следующее определение:
приём - это движение или группа движений, которые использует человек для проведения атакующих или
защитных действий, причём эти действия в основном направлены на повреждение или нейтрализацию тела
противника. Следуя же методикам преподавания единоборств, приёмы выглядят как набор шаблонных
действий, на основе которых в последствии строится общая линия атаки или обороны. Некоторые школы
единоборств содержат в своём арсенале до нескольких тысяч таких приёмов и они, как правило, чётко описаны.
Но анализ этих приёмов приводит к тому, что в своей сущности приёмы представляют собой комбинации более-
менее простых действий. Это всевозможные удары, захваты, замки, зацепы и надавливания разными частями
тела. Единоборства строят свою тактику на преобладании одного из этих действий по отношению к другим.
Айки-до, как один из видов бу-до, например, взяло на вооружение технику захватов, дополнив их
специфической техникой сопровождения атакующих действий противника. На очень высоких уровнях
мастерства Айки-до является техникой ведения тела противника путём управления его сознанием без
применения захватов вообще (что не раз демонстрировал Морихэй Уэсиба). Хотя в пособиях мы встречаем
описания этих техник, сам Уэсиба не давал описания отдельных приёмов, а демонстрировал своё искусство как
целостную и гармоническую систему. Он говорил:
"День за днём
Тренируй своё сердце,
Оттачивай свою технику:
Используй одно, чтобы победить многих!
Такова дисциплина Воина.
В Айки-до нет ни формы, ни стиля. Движения Айки-до - это движения Природы, и эти движения
глубоки и бесконечны".
Следуя этим наставлениям, автор предлагаемого пособия попытался раскрыть именно ту сущность Айки-
до, какой её видел и завещал потомкам О-сэнсэй. В Главе 5 читателям предоставлен развёрнутый анализ
духовных, философских и психологических основ и истоков Айки-до.
Но вернёмся опять к проблеме терминологии. Как мы теперь можем видеть, термином "приём"
невозможно описать то "одно", что составляет сущность учения Айки-до. Поэтому для описания действий в
Айки-до применён термин "техника", смысл которого можно описать как "реакция на действие противника,
которая построена на принципе непротивления и гармонии". Более глубокое раскрытие этого термина вы
найдёте в следующих главах.
В пользу отказа от термина "приём" говорит тот факт, что у разных авторов одни и те же действия
партнёров носят разное название. Также встречаются ситуации, когда описание или название "приёма" имеет
такую интерпретацию, которую ум западного человека просто не может осознать (например "кокью-нагэ" -
бросок "дыхательной силой"). Общее число приёмов, которое мы встречаем в книгах по Айки-до, достигает
нескольких десятков. Общее же число ситуаций, в которых эти приёмы применяются (полученных путём
арифметического перебора комбинаций защитных и атакующих действий), достигает максимум 300. А как же
быть с остальными тысячами и тысячами "приёмов", о которых твердят некоторые авторы? Ответ один:
описание технических действий в Айки-до через термин "приём" невозможно без утери его принципов гибкости
и универсальности.
Следующий важный вопрос, который нам хотелось бы рассмотреть, - это произношение японских
терминов и перевод их на русский язык.
Вначале остановимся на произношении японских терминов. В японском языке отсутствуют шипящие
звуки типа ш, ж, ч. Возникновение шипящих звуков в русском языке связано с написанием японских терминов
в латинской транскрипции на европейских языках. Например, японский термин в латинском написании "ju-
jutsu" переводят как "джиу-джитсу", хотя по-японски этот термин звучит "дзю-дзюцу". В конце этой книги
предоставлен читателям довольно обширный глоссарий японских терминов, которые встречаются при
изучении Айки-до.
Далее. Перевод японских терминов на русский язык (особенно при изучении Айки-до) требует
предельной корректности. Основной причиной неправильного понимания или некорректного перевода названий
может служить хотя бы тот факт, что в японской культуре, воспитанной на философии синтоизма и буддизма,
применяются такие термины, которые аналогов в европейских культурах или не имеют, или их смысловая
нагрузка совсем другая. Например, в пособиях по Айки-до мы можем встретить термин "тэнти-нагэ". В состав
этого термина включены понятия триады "Небо - Земля - Человек", которая в буддийской философии служит
для описания трёх форм Вселенной - божественной, природной и человеческой. В Айки-до его переводят как
"бросок "небо-земля", а в русле технических действий его интерпретируют так бросок, при котором одна рука
противника опускается вниз (земля), а другая поднимается вверх (небо). Или возьмём термин "коси-нагэ". В
дзю-до этот термин переводят как "бросок через бедро", а в техническом плане это бросок, при котором
противник бросается с активной работой бёдер, причём бёдра служат для подсада противника, а сам бросок
выглядит как падение противника с этих бёдер. В Айки-до же, в котором не работают с весом противника, этот
бросок выглядит как кувырок противника вокруг бедра защищающегося без касания к этому бедру, а сам
бросок выполняется, фактически, одной рукой, без касания другими частями тела к противнику. Поэтому
термин "коси-нагэ" следовало бы перевести как "бросок вокруг бедра".
Некоторые авторы в своих пособиях по Айки-до вообще отказываются от японской терминологии, а
используют терминологию, которая принята в самбо или рукопашном бое. Если следовать их наставлениям, то
изучить Айки-до становится не только трудно, но практически невозможно.
Далее, на чём бы хотелось заострить внимание читателей - это структура названий "приёмов", которыми
оперируют в Айки-до. В отличие от других единоборств, в Айки-до невозможно рассматривать защитные
действия нагэ без учёта направления и траектории атакующих действий укэ. Поэтому в Айки-до применяют
термины, которые включают в себя и атакующие действия противника, и защитные действия. Хотя такой
принцип подхода к поединку присутствует практически во всех единоборствах, только в Айки-до связка "атака-
защита" проявили себя как неразрывная и взаимодополняющая пара. А так как принципы и правила проведения
защиты в Айки-до не связаны с термином "приёмы", описание этих приёмов в пособиях является ничем иным,
как описанием частных ситуаций или траекторий, по которым следуют тела противников в частных случаях.
И последнее, о чём хотелось сказать - об общей целесообразности применения японских терминов.
Следуя из накопленного опыта, автор сделал следующий вывод: зачастую людям довольно тяжело запоминать
незнакомые термины. Как правило, они дают этим терминам свою интерпретацию, вкладывая в них своё
понимание на базе своего опыта, что приводит к рассогласованию в учебном процессе. А некоторым людям
запомнить термины просто не под силу, хотя успехи этих людей в освоении технической базы довольно велики.
Поэтому автор рекомендуют всем занимающимся Айки-до (и другими восточными единоборствами) не
акцентировать внимание на иностранных терминах, а максимально использовать особенности своего родного
языка. Это будет способствовать более полному использованию учениками их образования, накопленного
жизненного опыта и опыта той культуры, на которой они воспитывались, а иностранные термины должны
служить отправной точкой при знакомстве с зарубежным единоборством.
Следуя из всего выше сказанного, в данном пособии сделана попытка наиболее полно раскрыть истоки и
основы построения защитных действий в Айки-до с использованием тех понятий, которые наиболее близки
людям с западным типом восприятия мира. А для тех, у кого возникают проблемы с переводом японских
терминов, которые могут встретиться в литературе по Айки-до, в Приложении помещён Глоссарий терминов,
которые наиболее часто встречаются в практике Айки-до.
Глава 3.
АЙКИ-ДО КАК СИСТЕМА
УПРАВЛЕНИЯ ВНУТРЕННЕЙ ЭНЕРГИЕЙ ЧЕЛОВЕКА.
Так как само слово "Айки-до" содержит понятие "ки" (энергия, духовная сила), мы решили уделить
особое внимание рассмотрению вопроса: "Что же такое ки?"
В последние годы очень сильно возрос интерес к древней концепции ки, хотя в большинстве случаев её
философские корни игнорируются. Коротко говоря, по сущности ки - энергия как личная, так и безличная,
конкретная и абстрактная; это основная созидательная энергия или сила жизни, пересекающая время и
пространство. Далее мы подробнее разберём значение ки, а сейчас зададимся вопросом о значении этого
необычного интереса. Он отражает глубокую недостаток в современной жизни некоего главного жизненного
компонента, несущей энергию силы, которая может объяснить смысл и основу существования.
За достижениями науки и техники, как и за успехами в области экономики, скрывается истощение
человеческого духа. Похоже, что в этом судьба современного человека. В глубине материального благополучия,
искусственных удобств и массовой бюрократизации жизни мы видим рост неудовлетворённости и
безразличия – признаков распространяющейся по миру болезни. Более чем когда-либо в истории, мы нуждаемся
в открытии истинно человечного и истинно ведущего. Одно из последствий поисков решения этой задачи -
увеличение интереса Запада к азиатской философии и культуре, один из аспектов которого - открытие ки как
общей части восточно-азиатских духовных концепций. Это явление частично объясняет интерес Запада к Айки-
до, название которого буквально означает "Путь (до) гармонии (ай) с ки".
Вот рассказ одного профессора права и судьи, который познакомился с Айки-до:
"Как человек, который сидит на скамье и судит других людей, я был неудовлетворён самоуверенностью
и материалистическими склонностями, которые находил в себе. Я поступил в бразильскую школу Айкикай,
когда осознал, что Айки-до как боевое искусство выражает сущность японской культуры. Занимаясь Айки-до,
я не только решил свои внутренние проблемы, но и открыл ки, основу человеческого духа, спрятанную под
покровом моей личности. Я почувствовал себя действительно счастливым и радостным, и я верю, что вырос
как человек".
Во время церемонии открытия Третьего конгресса Международной федерации Айки-до, который
состоялся в Париже в конце сентября - начале октября 1980 г. президент Гай Боннфон также подчеркнул
важный момент. Он сказал следующее:
"Мы верим, что только естественным образом Айки-до, представляющее собой высокоразвитую форму
боевого искусства и благородное выражение японской культуры и духовности может быть хорошо принято в
Европе с её высоким уровнем развития цивилизации и традициями рыцарства. В качестве пути к соединению
тела и разума Айки-до - своевременный дар для нашей молодёжи, которая постепенно теряет духовную основу
того, что считается человеческим. Я всем сердцем приветствую эту удачную встречу Айки-до и
современного Запада".
Сущность Айки-до как духовного пути основана на ки – мировой энергии, которая лежит также в основе
каждого человеческого существа, ожидая понимания и освобождения. В то время как концепция ки заложена
мыслителями древнего Китая - Лао-цзы, Чуанг-цзы, Хуай-нан-цзы, а также Куан-дзу, Конфуцием и Менцием, она
не ограничена их трудами, поскольку менялась в процессе исторического развития. Трактовка понятия ки
приобретала разные оттенки и нюансы в разных сферах культуры и в разные временные периоды
существования восточно-азиатской цивилизации. Принесённая в Японию, эта концепция в сочетании с
национально-этническими представлениями сформировала чёткий взгляд на мир, включающий трактовку
природы, жизни, смерти и др. Исходная идея ки сформировалась как метафизический принцип в нескольких
школах китайских мыслителей. Ки считалась, например, основным принципом гармонии, и источником
созидательной энергии, проявляющейся в форме инь и ян (Лао-цзы), жизненным содержанием живущего
(Хуайман-цзы), жизненной силой, возникающей на основе правильных моральных представлений (Менций),
движущей силой, пронизывающей всё сущее (Куан-цзы).
Термин "ки" никогда не был чётко определён. Иногда она приравнивалась к чистому пространству
(пустоте) или отсутствию сущности (Лао-цзы), в других случаях - к созидательной энергии, возникающей из
хаоса (Чуанг-цзы). Она рассматривалась некоторыми философами как двойственный принцип, определяющий
структуру вселенной. Так, аспект лёгкости в ки становился Небом, а небесная ки становилась солнцем. Аспект
тяжести в ки усиливался, становясь Землёй, и из земной ки рождалась вода. Эта двойственность внесла в ки
понятия инь и ян, темноты и света, на основе чего возникла теория пяти стихий и основные концепции Книги
Перемен.
В теории пяти стихий Дерево и Огонь относятся к светлой стороне ки, металл и вода - к тёмной
стороне ки, а Земля, как считают, находится посередине. Изменения климата и счастья людей могут быть
предсказаны по приливам и отливам, гармоничной и антагонистической работе пяти стихий. В Книге Перемен
сплошная линия (---) символизирует ян, а пунктирная линия (- -) - инь, и их разные сочетания образуют восемь
тройных комбинаций, соответствующих состояниям созидания, чувствительности, подъёма, нежности,
опустошения, нервозности, спокойствия и радости. Для целей предсказания они могут быть прочитаны и
истолкованы как основа различных явлений. В более широком смысле, принцип ки ассоциировался с работой
двойственной системы инь-ян.
Первичный метафизический принцип ки был принесён в Японию в период правления династий Нара
(710-94) и Хейан (794-1185) и был в целом поддержан. Впоследствии на его интерпретацию повлияло внесение
буддизма, распространявшегося из Индии через Китай, в частности концепции предопределения по карме.
Идея ки соединялась с естественными взглядами на природу, и она стала восприниматься как сила,
отвечающая за все циклические процессы роста, увядания, цветения и плодоношения трав и деревьев.
Возникли многие сложные слова, непосредственно связанные с этими природными аспектами: накопление
энергии – йо-ки, восстановление жизни – кай-ки, духовная энергия - сэй-ки, и т.