Сайт боевых единоборств

Национальные боевые искусства

К. В. Асмолов

МУАЙ - ТАЙ — СХВАТКА СВОБОДНЫХ
(и немного о других боевых искусствах Таиланда)

    В феврале 1593 года при деревне Номг Сарай состоялось генеральное сражение одной из многочисленных Сиамо - Бирманских войн. Главнокомандующий сиамской армии, наследный принц Наресуан, прозванный впоследствии Великим, прорвался на своем боевом слоне к самой вражеской ставке, не заметив, что за ним следует только его брат. Ситуация была критической, но Наресуан не потерял присутствия духа и обратился к бирманскому главнокомандующему, принцу Мин Чит Сва: «Брат мой, принц! Выходи из тени дерева. Сразимся ради чести наших имен и на удивление будущим векам». Законы рыцарского кодекса не позволили Мин Чит Сва уклониться от вызова. Он вступил в поединок с Наресуаном и был убит им. В последовавшей свалке сам Наресуан был ранен, его слоновожатый убит, но время было выиграно. Сиамцы подоспели «а помощь своему королю. Бирманская армия начала поспешно отступать. Война закончилась победой Сиама и за ней последовал долгий период мира. Согласно бирменской официальной версии, принц Мин Чит Сва просто был убит пушечным ядром. Согласно иной тайской версии, дебют Наресуана в рукопашном бое произошел ранее, в 1584 году, когда он, будучи захваченным в плен бирманцами, должен был драться за свою свободу и убил выставленного Против него бойца ударом ноги в голову. Однако большинство специалистов едины в том, что боевое искусство, называемое ныне в Европе таиландским боксом или просто тай-боксом, или по-тайски «муай-тай», обрело свой вид ; примерно в это время, в конце XVI века, Впрочем, тогда он еще не назывался муай тай. Первоначально это боевое (.искусство носило имя «май си орк», затем, с образованием на территории нынешнего Таиланда государства Аютия, было принято название «пахуют», что; значит «многосторонний бой». Нынешнее название появилось уже после падения , в 1767 г. Аютии и образования нового государства со столицей в Барнкоке.
    Окончательно оно было закреплено за этим боевым искусством после буржуазной революции 1934 года, когда Сиам сменил свое название на Таиланд. жТай» значит «свободный», и «муай тай» можно перевести и как «тайский бокс», и как «схватка свободных», и как «свободный бокс».
    Конечно, об истории муай тай ходят легенды, повествующие о зарождении его 2000 лет назад, об эволюции его в китайские боевые искусства, о связи муай тай с Индией, где в древности обучение приемам рукопашного боя было столь же непременным атрибутом обучения правителей, сколь и военное дело или магия. Однако известно, что действительно со времен государства Аютия в сиамском войске существовало обучение воинов бою голыми руками. Особо продвинутые воины переходили в сословие благородных и продолжали свою службу в качестве личных телохранителей короля. Такое обучение входило и в программу подготовки правителей. Помимо Наресуана историки часто упоминают имена еще двух сиамских королей — Прачао Сыа, который так любил муай тай, что часто сам, загримировавшись и изменив свою внешность, участвовал в соревнованиях наравне со своими подданными (по тайскому ритуалу личность короля неприкосновенна для простого человека, и был случай, когда тайская принцесса утонула в реке только потому, что рядом не оказалось человека, имеющего право протянуть ей руку), и Пья Таксина, выдающегося военачальника и строителя нового тайского государства после падения Аютии. Муай тай был мало связан с буддийской религией, являющейся государственной религией страны. Тхеравада, распространенная в Таиланде, проповедует пассивность и уход от мира, и поэтому между ею и боевыми искусствами не произошло такого взаимопроникновения, как, например, в Китае, где доминировал буддизм махаяны.
    Отсутствие такой связи было, правда, во многом компенсировано как местной магией или просто правилами «честного боя», так и мифологическим субстратом, пришедшим из Индии. Например, верховным покровителем мастеров воинских искусств считается Вишну - Нараяна как главный изгонитель и победитель злых сил в ведической религии. Популярны в Таиланде и такие произведения, как «Махабхарата» и «Рамаяна», персонажи которых часто фигурируют в названиях боевых приемов муай тай. Однако серьезной духовно-философской основы тайские боевые искусства не разработали. В результате муай тай развился в жесткий прикладной стиль рукопашного боя тайской армии, владеющие которым могли с успехом продолжать бой и лишившись оружия. Типичным примером этого может служить история воина по имени Прайя Пичай по прозвищу «Сломанный меч». Сражаясь под знаменем Пья Таксина против бирманских захватчиков, он бился так яростно, что когда его меч переломился пополам, он продолжал бой кулаками, локтями и коленями и благодаря совершенному знанию искусства боя вышел из битвы живой и с победой.
    Другим легендарным и выдающимся бойцом того времени считается Май Кханом Том. Его история такова. В 1774 году, после падения Аютии, бирманский король решил организовать большой праздник, в программу которого входили и соревнования бойцов. Один из высоких бирманских сановников предложил начать состязание битвой известного бирманского мастера с одним из захваченных им в плен тайских мастеров. Перед королем предстал изможденный темнокожий пленник, считавшийся в свое время известным мастером муай тай из разрушенной уже столицы Сиама. Его имя было Най Кханом Том.
    До того, как бой начался, таец пустился в странный танец вокруг своего противника. Этот танец называется уай кру и служит как бы подготовкой к бою и выражением уважения к партнеру, аудитории и учителю. Схватка была почти мгновенной, но рефери не засчитал победу тайцу, заявив, что побежденный был введен в заблуждение уай кру. Най Кханом Тому пришлось сражаться еще с девятью бирманскими бойцами, которых он легко одолел одного за другим. Бирманский правитель был так потрясен, что предложил победителю любую награду: деньги, драгоценности или прекрасных девушек. Най Кханом Том без колебания выбрал последнее, поскольку деньги всегда легче и проще найти. Получив свободу и двух девушек, он был отпущен в Таиланд, где жил долго и счастливо до конца своих дней. Так родилась высокая репутация тайского бокса.
    В 1788 году произошло первое столкновение тайского бокса с европейским. В это время два французских боксера, имена которых, к сожалению, мне не известны (в привлеченных источниках есть лишь указание на то, что они были братьями), посетили Таиланд и, одолев по пути следования нескольких местных специалистов, попросили у тайского короля разрешения провести в тайской столице показательный бой. Двор обратился по этому поводу к мастерам муай тай со специальным меморандумом, в котором было сказано, что если не найдется достойный мастер, победа иностранцев оскорбит всю страну. Победителю назначался приз в 4 тысячи бат — весьма большая сумма для Таиланда того времени. Вызов французов принял Муэн План — старший наставник по муай тай при министерстве обороны Таиланда, легко и красиво одолевший обоих противников.
    Первый письменный источник по муай тай относится к периоду правления короля Рамы Третьего (1824—1851). На традиционной тайской бумаге кхой изображены в рисунках основные приемы защиты и нападения. Облик боксеров отличается от нынешнего, но техника движения их очень характерна.
    Успешно развивался муай тай и при короле Раме V, который очень часто присутствовал на состязаниях лучших бойцов, многие из которых получили из его рук почетные имена, что очень важно в древней тайской традиции, где имя всегда считалось лицом и характеристикой человека — даже в нынешних тайских газетах, к примеру, политических деятелей предпочитают называть по именам. В 1921 году, в правление короля Рамы VI, началось развитие спортивного варианта муай тай. Генералу Прайя Нонтисен Сурендра Пакди, руководителю тайских скаутов, было поручено устроить на стадионе Суан Кулаб, находящимся на территории одного из колледжей в Бангкоке, специальную площадку для занятий муай тай. Каждую субботу там проводились состязания, в которых, уплатив вступительный пай, составляющий около одного бата, то есть стоимость четырех хороших ужинов из нескольких блюд, мог участвовать любой желающий. Бои проходили с участием одного рефери — в одиннадцать раундов продолжительностью по три минуты каждый.
    В 1929 году был сделан еще один шаг в направлении приближения муай тай к европейским стандартам, когда после смертельного случая «на ринге», традиционная для Таиланда обвязка рук уступила место боксерским перчаткам европейского типа. Муай тай окончательно принял свой современный вид.
    Первая информация о муай тай в Европе относится ко времени I мировой войны, в которой Таиланд принимал участие на стороне Антанты. Тайские войска, конечно, были весьма плохо вооружены и не принимали активного участия в боевых действиях, но обратили на себя внимание своей физической подготовкой. Бум же муай тай в Европе начался со второй половины 70-х годов, особенно после того, как 12 марта 1977 года мастера муай тай одержали красивую победу над кик-боксерами, несмотря на необходимость воевать по правилам кик-боксинга, то есть, не прибегая к помощи локтей и коленей, техника работы которыми является одним из главных козырей муай тай. 6 мая того же года в Бангкоке был проведен подобного рода матч с каратистами. Итог был тот же. Сейчас муай тай распространился по всему миру, но и его корни, и его лучшие мастера находятся в Таиланде, и говорить мы будем главным образом о них.
    Тренировка мастеров муай тай обычно начинается с раннего детства, и восьмилетний малыш, пинающий тяжелый, весом в несколько десятков килограммов, мешок для набивки, не такая уж большая редкость. На тренировках основной упор делается как на развитие скорости и силы удара, так и на выносливость и развитие биофизических способностей своего тела. Входят в программу и достаточно разработанная система массажа, и мероприятия, направленные на снижение веса тела при относительном увеличении мышечной массы (различные формы разогрева, питания, обезвоживания организма), и знание уязвимых мест человеческого тела. Для набивки служат разнообразные мешки типа боксерских груш и шаров — как подвесные, так и стационарные, укрепляемые на подставке. Размер и вес их также разнообразен. Для защиты служат шлемы, обязательные bn время выступлений «ракушки», предохраняющие от ударов пах, и аналогичные боксерским перчатки — как традиционные, так и более свободные для работы с мешками во время тренировок. Упражнения без мешков включают в себя тренировки на растяжку, отжимания, шпагаты, отработки техник передвижения, сочетаемые с определенными типами ударов. Тренировки проходят в достаточно жесткой, суровой манере, и метод, с помощью которого «дрессировали» Жан Клода Ван Дамма в его известном фильме о муай тай, весьма близок к реальному.
    Если суммировать наиболее важные моменты тренировочного процесса в муай тай, то следует отметить вот что:
    — правильная система подготовительных упражнений и хороший разогрев, направленный на максимальную общую активизацию, как физическую, так и психическую;
    — последовательность и этапность обучения — от простого к сложному, с тем, чтобы каждый элемент мог быть надлежащим образом отработан и осознан;
    — правильный расчет продолжительности тренировки — не должно быть ни перегорания, ни ощущения оборванности процесса;
    — учет ограниченности физических способностей конкретных тренирующихся, работа по индивидуальным программам с продвинутыми учениками;
    — построение тренировки таким образом, чтобы у тренирующихся не возникло ни ощущение скуки, ни ощущение чрезмерной, нагнетаемой усталости;
    — интенсивность занятий и структура тренировки, состоящая из разнообразных элементов;
    — обязательное включение в структуру тренировок элементов расслабления;
    — регулярность и системность занятий.
    Тренировка в муай тай очень сильно связана с охранительной магией. Магическое значение имеют и различные типы татуировок, в изобилии покрывающие тела профессиональных боксеров. На них изображаются или магические символы, или схемы, или «покровительствующие» животные. Особое значение имеет также ритуальная головная повязка, сделанная из куска полотна с нанесенными на него магическими символами и пожеланиями, освященная специалистом по магическим обрядам. Она туго скручивается до положения каната толщиной в палец, соединенные сзади концы ее образуют подобие косички с распущенным концом, перехваченным так, чтобы повязка петлей «села» на голову». Называется эта повязка монгкон, носится постоянно и не снимается даже во время боя. Изготовленная сходным образом вторая повязка носится на одном из бицепсов. Тип этих повязок позволяет определить школу, к которой принадлежит боксер, и его место проживания. Есть в муай тай и практика заклинаний, повторяемых боксером перед боем или во время тренировок и действующих подобно буддийским мантрам, вводя человека в необходимое для боя состояние. В мантрах упоминаются как персонажи буддийской мифологии, так и герои «Махабхараты» и «Рамаяны», а равно— персонажи местной фольклорной традиции.
    Магическими ритуалами очень сильно пронизана и церемония инициации, когда человек окончательно приобщается к муай тай, и он становится для него Путем. Церемония включает в себя ритуальное подношение цветов, благовонных палочек, отрезов ткани и небольшой, символической суммы денег. Церемония подношения осуществлялись обычно в доме мастера, но символические подношения, равно как и троекратный земной поклон, делаются не только самому мастеру, но и Вишну - Нараяне, учениками которого рассматриваются в Таиланде все занимающиеся искусством боя. После этого ученик- принимает из рук мастера бинты и другие аксессуары бойца, вновь совершая поклон ему и Нараяне. При передаче бинтов и при каждом поклоне звучит произносимое мастером заклинание, суть которого — как бы открывание для ученика двери к ранее закрытому для него знанию. Затем мастер нарезает поднесенное мясо (обычно это свиная голова, утка или цыпленок) и раздает его ученикам со словами: «Это дано Нараяной всем его ученикам с тем, чтобы они были сильными и наслаждались долго длящимся счастьем». Если в подношениях есть вино, оно используется подобным образом. Такая церемония, направленная на почитание Бога и учителя, называется ёк кру или уай кру. Вообще, почтение к учителю очень сильно развито в тайских (боевых искусствах, и такой день недели, как четверг, рассматривается как день Почитания учителей). Что же касается Будды, то после окончания описаннойвыше церемонии те, кто верит в него, должны принести его старую статую и перед ней призвать Будду в свидетели своего посвящения. Подобные церемонии проводятся периодически просто в честь учителей как Живых, так и Нараяны или Кру Патъяй (великих мастеров муай тай, уже усопших). Такие церемонии включают в себя подношение еды (причем среди кокосовых орехов один обязательно должен быть расколот, а среди фруктов один должен 'быть порезан или надкушен), освящение на алтаре сосуда с водой, применяемой впоследствии для защиты от различных опасностей, для чего ее и пьют и омываются ею.
    Многие магические обряды направлены просто на воспитание веры в свою защищенность, что делает бойца бесстрашнее, с одной стороны, и на воспитание осознанности каждого действия — с другой. Есть, конечно, и просто суеверия. Например, когда во время первых телесъемок состязаний по муай тай после того, как по рингу прошла женщина, объявлявшая о начале соревнований, и состязания закончились гораздо раньше из-за большого количества нокаутов и травм, это стало причиной поверья, запрещающего особам женского пола ступать на ринг (как у европейцев — на корабль).
    Сейчас, правда, вера в магию слабеет, и те же самые татуировки, столь обильно украшающие тела специалистов по муай тай, рассматриваются уже скорее как знак принадлежности к школе, нежели как магический символ. Многие считают, что магия перестает работать из-за того, что слишком много недобрых людей используют ее всуе, пытаясь компенсировать прибеганием к ней свою слабость в открытом бою.
    Как я уже упоминал, соревнования ведутся в боксерских перчатках, но традиционная техника предохранения рук при помощи сложного бинтования кистей и запястий до сих пор популярна. Длина бинта обычно около 2,5 м, ширина — 4,5 м. Делали его из мягкой ткани или суровой хлопковой основы. Во времена Аютии использовалась более жесткая система бинтования рук при помощи веревок, именуемая «кад чеуг». Многочисленные ссадины и порезы, возникающие при ударах такой перебинтованной рукой, часто рождают легенды о том, что в древности бойцы окунали свои забинтованные руки в клей, а затем в битое стекло, так что каждый удар так «обработанной» рукой сопровождался появлением сильных кровоточащих порезов у противника. Современные специалисты по муай тай, однако, утверждают, что такой бой — это уже не бой, а убийство. Поэтому в критических ситуациях такое может и делали. Однако вызвать такие раны может и неправильное бинтование, когда бинт закрепляется на костяшках пальцев с помощью пластыря или липкой ленты с достаточно острым краем и высыхание ткани с образованием жесткой, царапающей корки. Нормальное же бинтование мягкой ткани помогает смягчить удар, предохранить пальцы от переломов, позволяет экономить энергию и оставляет достаточную свободу движений руке и пальцам.
    В отличие от китайских и дальневосточных направлений боевых искусств вообще в муай тай нет длинных комплексов формальных упражнений, хотя отрабатываемые подготовительные упражнения носят характер коротких связок или базовых движений, в которых выполняют основные приемы и которые служат как бы основой для дальнейших наработок. Их несколько, и наиболее известное из них — «движение трех шагов» («ян самм кхум»). Название это связано с древнеиндийской легендой об одной из аватар бога Вишну, рассказыва ющей о том, как некий демон, заслужив своей аскезой покровительство богов, сделался владыкой Земли и обуянный страшным голодом начал пожирать на ней все живое. Чтобы остановить его, Вишну спустился на землю в облике брахмана маленького роста и щуплого телосложения, почти карлика, и испросил у него разрешения подарить ему столько земли, необходимой ему для исполнения брахманских ритуалов, сколько он сможет покрыть за три шага. Простодушный демон согласился, и Вишну, приняв свой облик, покрыл в три шага все его владения, а затем разделался и с самим демоном. В муай тай это упражнение выглядит мощной и красивой связкой, действительно выполняемой за три шага, и при правильном выполнении обладающей способностью поражать насмерть.
    Большинство основных комбинаций или приемов в муай тай, известных еще с тех времен, когда он назывался пахуют, включены в число тридцати основных приемов — пятнадцати мастерских («маэ май») и пятнадцати дополнительных («лук май»), Муай тай подразделяется на два стиля — муай лак и муай киеу. Муай лак («твердый бой») сейчас можно увидеть достаточно редко, в нем особое внимание обращается на твердую, устойчивую позицию, хорошую организацию обороны, медленные, но четкие, перемещения. Техника построена на контратаках. Движения мощны и прямолинейны, направлены на блокирование возможности контратаки, очень развита техника боя на ближней дистанции. Муай киеу («щегольской бой»), наоборот, построен на финтах и обманных перемещениях. Ноги находятся в постоянном движении, очень много боковых круговых ударов и техник ударов коленями. Правда, атака, сопровождаемая финтами, требует больше времени, чем прямолинейный удар, но на силе удара это не сказывается отрицательно. Впрочем, сейчас, к сожалению, многие боксеры сводят бой к простому обмену ударами без красивых стилевых наворотов — сказывается влияние европейского бокса или кик-боксинга.
    Каждая схватка начинается с церемониального танца уай кру. Значение его богато и разнообразно. Это и демонстрация почитания и благодарности за любовь и заботу стране, родителям и учителям; и своеобразная разминка для рук, ног и мышц корпуса, включающая в себя как ритуальные приветственные жесты или чисто танцевальные движения, так и боевые связки, в частности, ян саам кхум; это и психо-физиологическая подготовка, поскольку танец сопровождается программирующей музыкой и исполнением танцующим некоторых заклинаний. Танцев таких существует несколько. Из них наиболее известны «Приветствие государю», «Пудрящаяся девушка», «Полет лебедя», «Рама преследует оленя». Танцы красивы и даже величественны, и разговор о них мог бы стать отдельной темой. Пока же отметим, что только по одному исполнению танца знаток муай тай в состоянии определить не только стиль ведения боя исполнителем и его принадлежность к какой-либо региональной школе, но и основные его человеческие качества. С обучения уай кру начинается процесс тренировки, а когда ученик просит мастера ознакомить его с его направлением муай тай, ответом ему служит опять же танец уай кру.
    Бой проходит под характерную традиционную музыку, исполняемую на четырех основных инструментах — пи джава (яванский кларнет), клонг кэк (двойной барабан), шинг (железные или медные цимбалы) и конг (южнотаиландский тип барабана). Наиболее важную роль в музыке играет кларнет, чье звучание очень часто использовалось для поддержания морального духа и развития боевого энтузиазма тайских бойцов во время сражения. Своеобразная тайская музыка, непрерывно действующая на уши и нервную систему спаррингу-ющих, помогает им. Звучание кларнета считается наделенным магическими свойствами, и хороший музыкант иногда приравнивается к магу.
    Техника муай тай подразделяется на четыре части — работа кулаком, локтем, коленом и ногой. Попробуем коротко их охарактеризовать.
    Удар кулаком в муай тай может наноситься как самостоятельно, так и в серии связок. Основной ударной поверхностью являются костяшки пальцев. Техника работы похожа на технику обыкновенного бокса — джаб, хук, свинг, апперкот, прямой удар. Против каждого типа удара существует несколько подробно разработанных методов контратаки или блокировки. Вообще, хочется отметить качественное отличие учебников по муай тай, которые попадались мне в руки, от большинства прочих, в которых удар показывается как бы сам по себе или в ответ на очень простые действия противника. В них же, наоборот, основной упор делается на то, в каких жизненных ситуациях этот удар будет наиболее эффективным и что, в свою очередь, применить против него.
    Раскрытая перчатка может быть использована для того, чтобы накрыть прямой удар или отвести его в сторону, но удары ладонью, пальцами, тыльной стороной запястья не применяются.
    Мастера муай тай очень большое внимание уделяют локтю, считая его оружием столь же острым и опасным, сколь лезвие меча. Удары локтем очень сильны, их трудно остановить, и они часто вызывают кровотечение. Локоть также набивается на мешках — как его острая часть, так и вся поверхность вокруг локтевого сгиба. Наиболее распространенный удар локтем в муай тай — сок ти, по принципу выполнения, похожий на боксерский свинг. Впрочем, удары локтем наносятся практически во всех направлениях, под любым углом — снизу вверх (сок хад), по диагонали наружу (сок чиенг), вертикально вниз (сок саб или сок тонг) — такими ударами можно запросто сломать партнеру руку или перебить позвоночник, что часто выполняют в фильмах сражающиеся по муай тай «главные гады». Есть и работа двумя локтями сразу, как на блок, так и на удар (сок ку), но самым сложным приемом считается удар локтем назад (сок клаб), выполняемый как просто, так и на круговом движении. Хотя неумелое использование локтя может стоить сломанной руки. Каким бы мощным ни было оружие, любое оружие может быть каким-либо образом блокировано.
    Методов использования колена также множество. В основном это прямой удар коленом (као тоун), хотя выполняется он по-разному, в том числе и с подпрыгиванием. Высоко поднятое колено может даже служить блоков при ударах ногами, а его постановка позволяет, не опуская колена, провести «клюющий» удар ногой. А положение, когда мастер муай тай захватывает голову противника и входит в клинч, дополняя их ударом коленом, вообще может считаться визитной карточкой тайского бокса. При этом чаще всего используется удар као ла — удар коленом вслед или «провожающее колено». Коленом можно нанести и достаточно высокий удар в прыжке, в том числе и в подбородок или прямо в лицо (као лой). Но есть и тактика работы коленями на нижних уровнях — против колена или попытки врага подойти поближе (као ной или као кратай). Колено очень часто используется в комбинации с локтем.
    Техника ударов-ногами разработана не так детально. В арсенале отсутствуют подсечки и удары в прыжках. Базовый удар — тэ пиен тхан — прямой удар, направленный в пах или в солнечное сплетение. Удары наносятся, в основном, верхней частью стопы, прилегающей к пальцам, или ее подушечкой, используемой, в основном, для «клюющих» ударов (нэб). Боковых ударов немного и они наносятся, как правило, в круговом движении или с разворота (тэ чиенг). Есть h примерный аналог маваши — «крокодил взмахивает своим хвостом». Хорошо развита, однако, система ударов, цепляющих противника или нацеленных в подколенную ямку (тэ таад или тэ пааб). Нога очень часто применяется в бою, и потому муай тай иногда называют боем восьмируких, хотя, как мне кажется, такое название применимо не только к нему.
    Многие иностранцы-путешественники, не разбирающиеся в боевых искус ствах, воспринимают его как просто драку без ограничений. И, возможно, в этом есть некая доля истины, потому что по сравнению с другими видами боевых искусств муай тай наиболее удобен в уличной драке. Жесткая тренировка, высокая скорость и активная отработка всех приемов в спаррингах заставляют некоторых считать тай- боксеров лучшими бойцами в Азии вообще. К тому же муай тай является боевым искусством очень коротким, спрессованным периодом наработки реальных боевых навыков, И если человек, который занимается, к примеру, айкидо, оказывается в состоянии реально противостоять боевому противнику, в лучшем случае через год и более упорных тренировок, то приемы муай тай можно спокойно применять на улице даже после всего нескольких недель обучения той же интенсивности.
    Не вдаваясь в анализ конкретных комбинаций, хочется отметить основные принципы стратегии и тактики муай тай как во время подготовки к бою, так и в бою:
    — не строй свою оборону только на уклонах и уходах от ударов противника — ты победишь, если будешь атаковать;
    — не забывай о ногах, которые могут стать и оружием, и объектом атаки врага, избавляйся от таких вредных привычек, как открытый рот или прикушенная губа;
    — не раскрывайся умышленно, желая обмануть противника — он не глупее тебя;
    — соблюдай правильную набивку—ударив не тем местом, рискуешь получить повреждение сам;
    — избегая лишнего размахивания руками не по делу или опускания их вниз—в этом состоянии ты слишком хорошая мишень;
    — не смотри противнику только в глаза — охватывай взглядом все его тело;
    — во время тренировки старайся тренироваться с равным тебе или с превосходящим тебя по силам — только так ты научишься побеждать;
    — не забывай о протекторах, они играют важную роль, предохраняя тебя от повреждений;
    — во время схватки используй только те техники, которые ты знаешь в совершенстве — то, что ты знаешь плохо, не сработает;
    — будь активно наступающим, не давай противнику вести тебя;
    — умей понимать в противнике его сильные стороны и не давай ему их использовать;
    — если противник выше тебя, работай быстрее и вблизи, если он движется быстрее тебя, наноси удары во все стороны, контратакуй в обороне;
    — не отступай к веревкам и не выказывай то, что тебе больно, отступать лучше вперед, входя в клинч .к противнику;
    — не бери на себя тяжелые удары, рассчитывая на то, что ты их выдержишь, среди них могут быть и явно смертельные — обходи их;
    — используй психологические приемы — они помогут тебе играть противником;
    — умей рассчитывать время раунда, чтобы все успеть вовремя и не растратить себя;
    — не слушай советов зрителей, не позволяй им быть твоими учителями,, думай и действуй сам;
    — помни, что легкий удар в цель лучше мощного, но мимо;
    — если противник проявляет слабость, используй ее;
    — контролируй свои чувства—гнев утяжеляет сердце и закрывает глаза;
    — не будь чрезмерно бдительным или чрезмерно неосторожным — оба варианта плохи;
    — на ринге будь как бешенный тигр, но после окончания боя будь вежлив со всеми, не перенося отношения ринга на жизнь;
    — помни, что схватки ведутся по правилам, и победу определяют судьи, но муай тай — не только спортивные победы и поражения.
    Что же касается муай тай как спорта, то основные правила здесь таковы. Бой ведется на квадратном ринге со стороной 6 м. Минимум в три раунда продолжительностью по 3 минуты и максимум — в пять таких раундов. Интервалы между раундами — 2 минуты. Боксеры выступают в перчатках с обязательным ношением «ракушки» и желательным резиновым протектором для челюсти во рту. Ноги обычно туго бинтуют, захватывая бинтом щиколотки и середину стопы. Возраст участников соревнований—от 17—18 лет до 38—40. Соревнования проводятся для семи весовых категорий, и победа может быть одержана в случае нокаута, в случае технического нокаута (когда, по мнению рефери, у побеждаемого больше нет сил и возможностей продолжать бой, например, при серьезном повреждении) по очкам, а также в случае, если противник сам отказывается от продолжения схватки или его дисквалифицируют. Предупреждения защитываются за попытки кусаться, плеваться или хватать за волосы. Нельзя также бить головой, проводить захваты и броски дзюдоистского типа, атаковать противника, когда он упал, и использовать веревки ринга для боя, отталкиваясь от них или запутывая в них противника. Удары наносятся как выше, так и ниже пояса, то есть по ногам. При этом, в отличие, к примеру, от тхэквондо, с большим уважением относятся все - таки к ударам руками.
    Занимающийся муай тай должен выказывать вежливость по отношению к своему противнику. Всякие оскорбления на ринге запрещены, перед боем партнеры должны пожать друг другу руки, а сам бой начинается только после исполнения ауй кру. Вообще, комплекс требований включает в себя не только требования к физическим данным спортсмена (хорошо подготовленное ^епо, силоскоростная подготовка, выносливость и стойкость к болезням), но и требования нравственного характера. Это мужество, помноженное на самоконтроль; это мудрость и способность принимать верные и точные решения как во время боя, так и вне его; это дисциплинированность и почтительность по отношению к старшим и обществу, спортивный дух, свободный от развлечения, ревности или мести. Занимающийся муай тай должен служить для других примером благородства, честности, скромности, уважения к закону, традициям и морали своей страны. Клятва, которую дает любой начинающий заниматься муай тай на его исторической родине, звучит так:
    «Я буду следить за собой с тем, чтобы всегда быть чистым и сильным, всегда вести себя честно и искренне.
    Я никогда не буду, кичась своей силой, задирать слабейшего. Мы будем любить друг друга, будем едины в целях и помыслах и помогать друг другу, как только можем.
    Я буду стараться совершать добрые поступки, отзывающиеся добром в сердцах других, буду верным своей нации.
    Я буду стараться избегать любого случая неповиновения».
    Считается, что клятва эта наделена магической силой, и нарушивший ее навлечет на себя неисчислимые бедствия. Правда, это не мешает обстановке вокруг соревнований по муай тай в стране, где полыхают страсти, накаляемые активно работающим тотализатором. На боксеров делаются большие ставки, и зрители даже могут потребовать остановки боя и дисквалификации спортсме на, если он сражается не в полную силу и не выкладывается до конца.
    Бывает, и достаточно часто, что после объявления победителя на ринг летят пустые бутылки как знак недовольства зрителей решением судей. Поэтому после того, как рука победителя поднята, все находящиеся на ринге разбегаются кто куда.
    Такие «страсти от муай тай» разгораются еще пуще благодаря деятельности нечистых дельцов, манипулирующих соревнованиями. Дельцы эти — постоянные персонажи тайских фильмов по боевым искусствам.
    Сейчас тайский бокс популярен уже во всем мире—как в Европе, где наиболее сильной командой считается сборная Голландии, так и в США. Элементы техники муай тай входят в такие спортивные виды боевых искусств, как европейский-кик-боксинг или китайское саньда.
    Муай там — практически единственный вид иностранного боевого искусства, который практикуют в Японии.
    По всему миру известны такие мастера этого боевого искусства, как Сурачай Сирисуте, Утпад Ной Воравут или Панья Крайтас, автор первой большой и серьезной монографии по муай тай на английском языке, являющийся детально, разработанным учебным пособием, богато иллюстрированным преимущественно фотоматериалами с участием автора и послужившим одним из основных письменных источников, использованных автором при написании этой статьи.
    В самом Таиланде муай тай — самый почитаемый и любимый вид спорта, которому посвящено около десяти еженедельных и ежемесячных журналов. Военные и полицейские занимаются муай тай в обязательном порядке, а вообще, по данным американских журналистов, в стране с населением 55 млн. человек насчитывается около 120-ти тысяч занимающихся этим видом боевого единоборства и порядка 10-ти тысяч профессионалов.
    Однако, боевые искусства Таиланда — это не только муай тай. Также с XIV века а Таиланде существует другое направление боевых искусств, называемое чайя («победа»). От муай тай оно отличается гораздо большим обилием техник высокой ноги, кувырками, большим количеством подсечек и ударов в прыжке, так что поединок двух мастеров чайя напоминает очень красивый танец, поставленный талантливым хореографом. Мастера этого направления присутствовали вместе со специалистами по муай тай на фестивале азиатских боевых искусств, состоявшемся в 1988 году в Сеуле.
    Очень интересным и забавным направлением является муай тале («морской бокс» или «морской бой»). Свое существование он начал с тех времен, когда корабли тайского флота, стоящие на якоре, разделялись между собой чем-то вроде деревянного бревна, предохраняющего их от столкновений и крушений. Легенда рассказывает о том, как уже в конце XIX века два матроса, шедшие навстречу друг другу по такому бревну, оказались в положении двух баранов из известной песенки и начали схватку. Вскоре они оба потеряли равновесие и вынуждены были продолжать бой уже не стоя, а сидя на бревне, по-прежнему пытаясь доставать друг друга руками и ногами. Когда, наконец, оба они свалились в море, капитан одного из кораблей, наблюдавший их поединок, призвал их к себе и поздравил с созданием нового вида боевого искусства, достаточно удобного для того, чтобы вести бой сидя или стоя на сильно колеблющейся поверхности.
    Сейчас, конечно, система установки якорей в тайском флоте изменилась, и муай тале переместился с моря на сушу. Состязания бойцов происходят на длинном и толстом шесте, укрепленном горизонтально на расстоянии в пять футов от земли, то есть менее двух метров. Два бойца сидят на нем и ведут бой по правилам, более или менее напоминающим правила европейского бокса. При этом ситуация, когда соперники оба висят вниз головой, держась за бревно ногами и пытаясь достать друг друга, встречаются весьма часто.
    Муай тале находится под покровительством Военно-морской Академии Таиланда, и соревнования по нему часто показывают по телевидению. Сравниться с этим необычным видом боевого искусства может, пожалуй, лишь широко практиковавшийся в наших ныне усопших пионерских лагерях бой подушками на подобном бревне.
    Есть в Таиланде и система, напоминающая вольную борьбу, и традиционное фехтование — краби крабонг. Как и муай тай, в древности краби крабонг существовал как военно-прикладное боевое искусство тайской армии как пехоты, так и воинов, сражающихся, сидя на слонах.
    Арсенал краби крабонг богат и разнообразен. Он включает в себя работу традиционной тайской саблей, похожей на укороченный и несколько более изогнутый в своей верхней части самурайский меч с орнаментом на рукояти, оружием, похожим на европейскую рапиру (дааб), ножом, шестом, копьем, алебардой, больше похожей на большое лезвие финского ножа на длинном древке (нгоу) и оружием, аналогичном окинавской тонфе, но имеющим металлические острия и лезвия (майсум). Есть и несколько типов кожаных щитов. Короткое оружие часто держится двумя руками или в каждой руке по оружию (например, в одной руке сабля, в другой—майсум). Используются захваты, удары ногами или свободной рукой. Подобно муай тай, краби крабонг можно изучать как в университете, так и в какой-либо частной школе как мужчинам, так и женщинам. Тренировки сначала включают в себя упражнения на силу и скорость и наработку приемов, затем бой по установленной программе (примерный аналог такому бою — китайский дуйлянь, в котором заранее расписана последовательность применяемых в спарринге приемов), а затем свободный бой. Дело тут в том, что поскольку бой ведется без протекторов и зачастую реальным, а не учебным оружием, повреждения достаточно часты. Тем более, что бить разрешается по любой части тела.
    Иногда по торжественным поводам устраиваются специальные показательные выступления, во время которых их участники выступают в традиционной одежде воинов времен Наресуана. Во время подготовительного этапа, включающего в себя подготовительные упражнения, разминку и ритуальный поклон королю, используется обычно настоящее древнее и богато украшенное оружие. Затем оно меняется на учебное, изготовленное из дерева или бамбука. Бои проходят или без ограничения времени до тех пор, пока один из противников не признает свое поражение, или по заранее подготовленному сценарию/ но битва при этом построена очень реалистично, иллюзии заранее запланированного боя у зрителей не возникает.
    Техника краби крабонг достаточно проста и не включает в себя сложных финтов или движений с разворотами. Зато сила и скорость атаки таковы, что рук противников иногда не бывает видно, а сабли при жестких блоках оказываются прорубленными до половины.
    Вообще, традиционное оружие Таиланда достаточно разнообразно. Оно включает в себя и различные виды копий, использовавшихся, в основном, для схваток верхом на слонах; и длинные элегантные трости с кинжалами внутри; и короткие дубинки; и пики с большими искривленными лезвиями, называемые кхау-нгао; и «зубы тигра», состоящие из двух небольших острых кинжалов, спрятанных в твердой коробочке в виде плоского бочонка и крепящихся, например, к ремешку наручных часов — так их можно вытащить, обхватив противника в момент борьбы.
    Некоторые тайско-лаосские стили боевых искусств испытали на себе влияние Китая. Примером адаптации идей имитирующих направлений, положенных на технику и тактику муай тай, можно считать ша фут фань — школу пяти боевых котов. Базовая техника передвижений и работы ногами в ней сходна с муай тай, но рука имеет гораздо больше положений. Есть работа открытой ладонью, «тигриной лапой», кончиками пальцев по уязвимым местам и точкам, а также удары пальцами разрывающего и вырывающего плана. В школе пяти боевых котов есть развитая система комплексов формальных упражнений. Некоторые из них, выполняемые на большой скорости, длятся до десяти минут. Продвинутые ученики овладевают работой с оружием — парным коротким шестом, техника работы которых близка к краби крабонг, нунтяку китайского типа, девятизвенной цепью. Ша фут фань интересна еще и тем, что является единственной, кроме муай тай, школой тайско - лаосского направления, достаточно широко распространенной в СНГ. Правда, если муай тай, в основном, изучают как широко популяризуемый спорт, то ша фут фань пытается у нас держать марку традиционной клановой школы.
    Возможно, данная статья является лишь беглым очерком боевых искусств Таиланда, но даже она несколько расширяет рамки наших первоначальных знаний о географии боевых искусств мира. И, возможно, она станет первой в серии статей, посвященных очеркам традиций боевых искусств Вьетнама, Филиппин, Индии и Других стран Востока.

НА   ГЛАВНУЮ           НАЗАД

Хостинг от uCoz