Эмблема

 

Национальные боевые искусства


К. В. Асмолов

БОЕВЫЕ ИСКУССТВА ИНДИИ

    Единого термина для обозначения традиционных, уходящих корнями в древнюю культуру страны, боевых искусств Индии, пожалуй, не существует. И в разных регионах страны часто одно и то же боевое искусство именуют по - разному. Большинство из них в настоящее время носит скорее характер военных ИГР или спортивной борьбы, из которой исключены наиболее опасные техники. Мы попытаемся кратко охарактеризовать наиболее популярные и известные из них.
    Первое место в этом ряду занимает кушти, один из наиболее широко распространенных видов национальной борьбы. Тренировка борцов — «пахалванов» - чрезвычайно изнурительна и направлена, в первую очередь, на развитие силы и выносливости. Тысячи многообразных отжиманий с волнообразным движением позвоночника и глубоких приседаний с утяжелением и без него, работа с тяжелыми снарядами, специальная диета и различные виды массажа формируют бойца большого веса, атлетического сложения, но быстрого и проворного. Основные техники кушти построены на захватах, подъемах и бросках, требующих применения недюжинной силы; специальных видах хитрых «обезьяньих» захватов; захватах за голову, шею и пальцы, позволяющих контролировать и ослабить противника, и болевых захватах и замках, ломающих конечности. Состязание пахалванов проходит в неглубокой квадратной яме или на деревянном настиле. Задача борца — повалить противника на лопатки. С 1947 г., когда к Индии вернулась независимость, кушти объявили Национальным видом спорта, и индийские атлеты демонстрировали это искусство на олимпийских играх.
    Кушти послужила источником и базой для нескольких связанных с ней видов борьбы. «Масти» заключается в том, что один борец отбивается от группы. Опасные техники здесь запрещены, и игра эта немного напоминает регби. «Бинот» — искусство боя, в котором безоружный борец защищается голыми руками против противника с мечом, ножом, копьем, шестом и др. Другая разновидность самообороны без оружия против вооруженного противника это «бандеш», где разработаны техники обезоруживания противника и использования его оружия против него же. Очень известна «ваджра мушти», где используется оружие кастетного хвата типа ваджры (яп. «явара»), усиливающее кулак. Цель ваджра мушти — обездвижить вооруженную руку противника. По преданию именно его изучал Бодхидхарма, житель Южной Индии, где это искусство наиболее распространено, до того, как ушел в Китай.
    Самостоятельную жизнь сегодня обрел «маллакхамб» — «столб гимнаста». Раньше это был специфический вид тренировочных упражнений как борцов, так и воинов, ныне — разновидность гимнастики на стоячем, висячем, веревочном и иных видах «столбов». Техника упражнений маллакхамба включает в себя запрыгивания на столб на разную высоту и под разными углами, упражнения с захватом за столб руками и ногами, сложное балансирование на нем с предметами и без них, принятие йогических поз, составление гимнастических пирамид и др. Игра эта чрезвычайно сложна и требует высокой тонкости и точности исполнения упражнений, чрезвычайной гибкости, ловкости, силы выносливости, идеального чувства равновесия, быстрых рефлексов, четкой координации всех движений.
    В штате Манипур популярна «мукна» — силовая борьба между двумя противниками примерно одного веса и роста. Захваты разрешались только за специальный пояс из ткани — «кипи». Бить руками и ногами нельзя. Проигравшим считается тот, кто первый коснулся земли головой, спиной, плечами и коленями. Стойки, правила и техники мукны напоминают различные виды борьбы алтайского и монгольского происхождения.
    В другом виде борьбы, «маплаоамбе», участники поединка сидят на.
    Существует еще множество иных видов борьбы. Все их многообразие историки сводят к четырем типам, существовавшим в Индии до активного проникновения в нее мусульманства. Это «дхаранипата», которая строилась на приемах, направленных на то, чтобы повалить противника; «асура», где допускались и удары выше пояса; «нара», о правилах которой ничего не известно, и «юддха»—наиболее кровопролитный вид борьбы.
    Помимо тысяч школ борьбы, развита в Индии и традиция кулачного боя. Среди них отметим «мукки бази», где, как в кушти, проводились активные силовые тренировки, а также широко практиковалась набивка рук. Мастер муки запросто разбивает кулаком кирпичи и кокосовые орехи. Бой ведется с одним или двумя противниками. Раньше в Варанаси проводились ежегодные состязания по мукки бази, на которых сначала шли индивидуальные поединки, а потом — групповой бой. И рост популярности европейского бокса, и периодические запреты привели к резкому снижению популярности мукки бази.
    «Марма - ади» — бой, построенный на атаках жизненно важных точек тела. Удары проводились различными частями рук и ног. Здесь, как и в боевых искусствах Китая, разработаны комплексы формальных упражнений и считается обязательным знание медицинских аспектов боевых искусств.
    Чрезвычайно известно и боевое искусство штата Керала — «калари паятту», Которое часто именуют индийским каратэ. Оно включает в себя четыре этапа обучения: первый — специальные комплексы упражнений «маи - паятту», развивающие силу, гибкость, быстроту реакции и способность глубокой концентрации внимания, сочетаемые со специальным видом массажа «ужичил» с использованием кунжутного масла; второй — «колтхари» — упражнения с различными типами палок и шестов; третий—«анга тхари»—тренировки с металлическим оружием (меч, меч и щит, два типа ножей, кинжалы, копье, гибкий меч - плать «уруми», один вид оружия против другого, где наибольшего искусства требует «пулиянкам» — фехтование на мечах с односторонней заточкой; последний — «верумкаи» — техника боя безоружного с вооруженными противниками. Как и ваджра мушти, калари паятту также претендует на роль первоисточника тех боевых искусств, которые Бодхидхарма занес в Китай и Японию.
    Среди других игр и сражений с оружием хочется отметить — «силамбам» — тамильскую боевую игру с палками различной длины. Применяемые в силамбам техники так эффективны и виртуозны, что их взяли на вооружение при подготовке полицейских, способных с помощью приемов силамбам и разогнать буйствующую толпу, и отражать палкой бросаемые в них камни.
    Рукопашный бой «варма калаи» напоминает калари паятту. Его техники многие считают недостающим звеном между индийскими боевыми искусствами и каратэ.
    Только на работу оружием направлены техники «бана» или «минхати», где боец, вращая над головой шест или цепь, не дает противнику приблизиться к себе вплотную. Популярный в Индии и Бирме «баншай» включает в себя работу разными типами клинкового оружия. «Латхи», также изучаемый полицейскими — это искусство работы длинным шестом весом около 800 г. «Фари- гадка» использует небольшой кожаный щит в паре с деревянной дубинкой, обтянутой кожей и имеющей колоколообразную гарду. Свою систему боя как голыми руками, так и с оружием, имели и грозные «миханги» — сикхи-воины. Известны и «тхаги» — ритуальные душители, служители культа богини Кали.
    Традиции боевых искусств прослеживаются и в традиционных танцах Индии, и в ее военно-спортивных играх. К примеру, в «дагдари» или в «сатха-мари», где всадйики («дагдары») или пешие воины («сатха-мары») уклоняются от разъяренного слона внутри загона, окруженного невысокой толстой стеной, через которую легко может перепрыгнуть человек, но слону это сделать не под силу. «Каббади», известная и под иными названиями, напоминает смесь регби, дзюдо и гимнастики и требует от участников увертливости, резвости, сильных легких, быстрой реакции, сообразительности и ума. Суть ее заключается в том, что один из участников команды должен суметь проникнуть на половину противника и там коснуться кого-либо из участников его команды. Если его поймали, ход переходит к противнику. Естественно, существуют и иные игры подобного типа. Хотя бы «Хо-хо» или «атья-патья», но перечислить все их в таком коротком обзоре невозможно, и потому мы обещаем читателям, что расскажем несколько подробнее о наиболее интересных и самобытных видах боевых искусств и военно-спортивных игр, упомянутых нами.

Кушти — национальная борьба Индии

    Кушти — наиболее широко известный вид индийской национальной борьбы. Название это встречается в языке хинди с древности, а индийские мифы и легенды содержат немало историй, живописующих борцовские поединки между богами и героями. Кушти пользовалась большим покровительством правителей, и в древности большинство состязаний, на которых часто сражались до смертельного исхода, проходило в их присутствии и обставлялось со всей восточной пышностью. Со временем кушти трансформировалась и стала более безопасной, но и сегодня многие ее техники применять в дзюдо или вольной борьбе не разрешается. Существует множество школ и направлений кушти, отличающихся друг от друга акцентом на те или иные техники. Обычно такие школы носят названия, образованные от имен их легендарных основателей. Наиболее известны Джарасандхи, Бхимасени и Хануманти.
    Борцов зовут «пахалванами». Тренировка их очень изнурительная и акцентирована на общефизическую и атлетическую подготовку. Она включает в себя сотни и тысячи отжиманий («сданд») с волнообразным движением позвоночника («джор»), аналогичным используемому в комплексе хатха-йоги «Сурья нама- скар». Выполняются эти отжимания с опорой на обе руки и ноги, на колени, на одну ногу, в положении на боку. Есть в ней глубокие приседания («байтхак»), выполняемые на стопах, на кончиках пальцев, с одной выпрямленной ногой, с другим атлетом, сидящим на плечах приседающего, или с тяжелым каменным кольцом, надетым на шею. Многообразны и тренировочные снаряды. В их числе «налы» — тяжелая каменная гиря в форме бублика с перекладиной посередине для хвата за нее. Существует несколько видов наль, в которых меняется вес и диаметр снаряда. «Гири» эти используют как в одиночном, так и в парном варианте. «Сумтола» — тяжелое бревно, выполненное из твердых пород древесины, имеющее два паза для хвата руками. «Сумтола» также могут быть различного размера и веса. Эту «штангу» пахалваны используют для развития силы. Существуют и такие варианты «сумтола», на которые может спокойно усесться один боец, а другой «выжимает» его многократно во время тренировки.
    Развивают силу, выдержку и особенно укрепляют пальцы, запястья и плечи упражнения с «карелой» — тяжелой дубиной, которая может быть как каменной, так и деревянной. Другие виды подобных дубин — «гада» и «экка». Упражнения с разнообразными дубинами развивали мышцы груди и спины, живота и кистей, учили контролировать собственное равновесие и инерцию движения этого тяжелого снаряда. В подготовку пахалвана включались различные виды массажа и специальная диета. Несмотря на внушительный вес и атлетическое телосложение, пахалваны очень проворны.
    В поединке задача пахалвана — повалить противника на лопатки. При этом используется четыре основных типа техник. Первый и самый легкий из них — «бхимасени». Это захваты, подъемы и броски, требующие простого приложения грубой силы. Можно, например, спокойно схватить человека за ногу или за одежду, и, подняв его, швырнуть оземь. Второй этап — «хануманти» построен на хитрых захватах. Третий, «джамбуванти» — это захваты за голову, шею, пальцы, которые могут контролировать или ослабить противника, но впрямую к победе не приводят. Четвертый, и наиболее опасный — это «харасандхи», болевые замки и захваты, ломающие конечности.
    Как правило, состязание проходит в неглубокой яме квадратной формы, называемой «акхада», но может оно проходить и на деревянном настиле. Перед боем борцы растирают на ладонях грязь, чтобы обеспечить лучший захват. Чемпион («рустам») награждается большой деревянной булавой, часто разукрашенной драгоценными металлами. Название этого титула восходит к имени легендарного героя мусульманско-персидского эпоса, могучего богатыря. Многие великие индийские борцы прославились по всему миру. Одним из самых выдающихся среди них был «Великий Гама» (1878—1960 гг.), считавшийся всеиндийским чемпионом. В 1926 г. Станислав Збышко, чемпион мира по классической борьбе в тяжелом весе и мастер американского кетча, прибыл в Индию, чтобы сразиться с Великим Гамой. Являясь личным гостем махарджи Патиала, два месяца он готовился к поединку, изучая и это боевое искусство, но схватка его с Великим Гамой закончилась через 90 секунд поражением.
    В период британского владычества в Индии популярность кушти упала, но с 1947 г., когда Индия обрела независимость, кушти объявили национальным видом спорта.

НА   ГЛАВНУЮ           НАЗАД

Хостинг от uCoz