Сайт боевых единоборств

Айкидо

Годзо Сиода и школа Ёсинкан


Сын сильного и влиятельного врача, Годзо Сиода рано проявил интерес к боевым искусствам, ко­торый сохранил на всю жизнь. В доме его отца, как это характерно для того времени, жили многочис­ленные ученики и ассистенты, которые учились у него и помогали по хозяйству. Для того чтобы они не бездельничали, когда были свободны от учебы или работы, и находились в хорошей форме, доктор Сиода поощрял занятия учеников в школе Дзюдо, созданной при его доме.

Помимо изучения Дзюдо в школе своего отца, которая называлась Ёсинкан, Годзо проявлял инте­рес к Кэндо. Однако именно желание проверить свои знания по Дзюдо привело его в школу Морихэи Уэсибы, учителя Дайто-Рю Айки-Дзюцу и бывшего старшего ученика Сокаку Такеды. Дзюдо Сиоды ока­залось настолько неэффективным по сравнению с техникой Айки-Дзю-Дзюцу, что 23 мая 1922 г. потрясенный Годзо в возрасте 17 лет поступил в школу, известную как Дзигоку, или «дьявольская». В то время 39-летний Морихэи Уэсиба был на вер­шине своих возможностей.

Сиода учился в Университете Такусёку, учеб­ном заведении, которое по сей день продолжает вы­пускать выдающихся мастеров боевых искусств. Он стал одним из «трех лучших ребят» Такусёку: дву­мя другими были Масатоси Накаяма, который по­том стал старшим инструктором японской ассоци­ации Каратэ, и Масахико Кимура, много лет удер­живавший титул чемпиона Японии по Дзюдо. Сиода закончил университет в апреле 1941 г. и в возрасте 26 лет был направлен в Китай для участия в воен­ных действиях. Его учитель, Морихэи Уэсиба, тогда преподавал в школе Рикюгун Накано Гакко — ака­демии для армейских офицеров высшего ранга и в школе Рикюгун Тояма Гакко, где наряду с другими предметами изучали смертоносную систему владе­ния мечом.

В 1946 г., когда военные действия прекрати­лись, Сиода вернулся в Японию и вновь начал заниматься у Морихэи Уэсибы — но лишь затем, чтобы вскоре оставить его и начать развивать собственное направление, которое он назвал Ёсинкан в честь Додзё своего отца. Учитель Уэсиба, которому уже было бо­лее шестидесяти лет, постепенно превращал свое боевое искусство в способ духовного развития. Сио­да же, как основатель нового движения и потому известный под титулом Канте, предпочел сохранить исходные эффективные методы единоборства, кото­рые изучал до войны. Впоследствии школа Ёсин­кан всегда отличалась выносливостью, хорошей под­готовкой своих представителей и эффективностью техники. В результате она и по сей день остается школой подготовки, наиболее предпочитаемой армией и полицией.

В июле 1954 г. на Всеяпонском фестивале бое­вых искусств Годзо Сиода получил высшую награ­ду среди сотни участвовавших групп, что сильно по­высило репутацию школы Ёсинкан и помогло сфор­мировать ее крепкую основу. Это было поворотным моментом для школы Ёсинкан, и нужно было пока­зать, собирается ли Годзо Сиода далее следовать ста­рому направлению традиций Дайто-Рю, не отклоня­ясь от них, или согласится на какие-то компромис­сы на пути, которому он следует и учит. Группу Морихэи Уэсибы на этом фестивале представлял Койти Тохэй.

Годзо Сиода мог бы многое рассказать о тех вре­менах, когда он был учеником Морихэи Уэсибы. В этой книге не хватит места даже для небольшой части этого уникального наследия, поэтому автор выбрал только одну историю, дающую представле­ние о характере Морихэи Уэсибы, к тому же четко показывающую разницу между спортом и боевым искусством.

Время и место спортивных соревнований обыч­но определяются заранее, поэтому участники в нуж­ное время могут подойти к пику физической формы и духовных возможностей. Опыт боевых искусств, однако, требует быть готовым 24 часа в сутки, неза­висимо от физического и духовного состояния за­нимающегося, — и в том месте, где это будет необ­ходимо для него или кого-то еще.

Морихэи Уэсиба согласился по просьбе адмира­ла Исаму Такэситы провести показательные выступления по Айкидо перед королевской семьей. Перед выступлением Уэсиба очень тяжело болел желтухой и едва мог есть и пить, а передвигался только с посторонней помощью. В день выступле­ния он даже не мог одеться сам и выглядел так плохо, что два ученика, которых он выбрал себе в помощники, Сиода и Юкава, были уверены, что он не сможет провести Энбу (выступление).

Однако после вступительного слова, когда зри­тели начали аплодировать. Учитель Уэсиба изменил­ся. Его глаза заблестели и осанка совершенно изме­нилась. Как вспоминает Годзо Сиода, создалось впе­чатление, что он в считанные секунды вылечился от желтухи. Когда началось выступление, Юкава ста­рался двигаться медленно, чтобы скомпенсировать слабость учителя, и в результате получил травму. Когда после очередного мощного броска он не смог встать, оказалось, что он сломал руку и не может продолжать работать. Из-за этого Сиода был вынуж­ден работать единственным ассистентом Учителя Уэсибы в течение всей непрерывной 40-минутной демонстрации бросков, замков и удержаний. В ре­зультате этой работы он целую неделю после выс­тупления пролежал с очень высокой температурой. Урок ясен: мастерство в боевых искусствах откры­вает ворота для мастерского владения как телом, так и духом.

Годзо Сиоду часто выбирали для показательных выступлений перед лицами международного значе­ния — такими, как японская королевская семья, принцесса Александра из Великобритании и Роберт Кеннеди из США. Кеннеди был представлен Годзо Сиоде Ясухиро Накасонэ, который затем стал пре­мьер-министром Японии. Во время своего визита в Ёсинкан Кеннеди объяснял Сиоде, насколько силь­ны, выносливы и хорошо подготовлены его телохра­нители. Он гордо утверждал, что они ничему не удив­ляются и ничего не боятся, и предложил Сиоде испытать их. Один из очень крепко сложенных те­лохранителей неожиданно схватил Сиоду, в котором всего 150 см роста и около 55 кг веса, и толкнул его. Без колебаний и размышления Сиода применил тех­нику Ёнкадзё, легко уложив крупного охранника на пол лицом вниз.

Кеннеди это очень позабавило, и он в шутку предложил разогнать своих телохранителей и на­брать себе охрану из школы Ёсинкан. В написан­ной позже книге Кеннеди, описывая этот инцидент, упоминает, что его телохранитель в то утро не по­завтракал. Мы никогда не узнаем, в какой степени это было причиной того, что он не смог победить человека вдвое меньшего веса. Это забавное проис­шествие ясно показывает, что даже против хорошо тренированных и физически превосходящих против­ников правильно выполненная техника будет иметь желаемый эффект.

Годзо Сиода по праву считается одним из вы­дающихся мастеров Айкидо современности и одним из немногих, кто может проводить обучение древ­ним и эффективным в единоборстве методам Айки-Дзю-Дзюцу. Интересно отметить, как повторяется история в процессе развития древнего Айки-Дзюцу в XX в. И Сокаку Такеда, и Сиро Сайго были ростом около 150 см и весили примерно по 50 кг, как и Годзо Сиода. Морихэи Уэсиба был немного выше, но примерно на 20 кг тяжелее.

Кроме того, каждый из них учился, когда его учитель был на вершине своих возможностей. Так, Морихэи Уэсиба занимался у Сокаку Такеды, когда его учителю было от 55 до 62 лет. Годзо Сиода учил­ся у Морихэи Уэсибы с 1932 г., когда тому было 49 лет, и до того времени, когда занятия были пре­рваны войной девять лет спустя. Повторяющаяся передача техники избранным ученикам в опреде­ленный период жизни учителя должна считаться закономерной уже потому, что фактически все величайшие учителя, поколение за поколением, пере­давали свою технику именно таким путем.

Годзо Сиода и школа Ёсинкан занимают видное место среди японских боевых искусств, но не слишком хорошо известны в остальном мире. Автор, который действительно долгое время был бли­жайшим учеником (Ути Дэси) Годзо Сиоды, про­должает передавать знания, полученные им в соста­ве элитной профессиональной инструкторской груп­пы школы Ёсинкан

Издательство: Фаир-Пресс, 2000,
Автор: Годзо Сиода,
Перевод: Е.Гупало, А.Куликова


НА   ГЛАВНУЮ           НАЗАД

Хостинг от uCoz